Сравнение экосистем венчурных инвестиций США, Европы, Азии и Украины
Оглавление
Сравнение экосистем венчурных инвестиций США, Европы, Азии и Украины
Венчурный капитал — финансовый инструмент, позволяющий заработать на инвестициях в высокорисковые технологические компании. Для такой компании подобное финансирование — практически единственный способ выйти на рынок, выжить в конкурентной борьбе и реализовать свой многомиллионный потенциал.
Основной принцип VC для всех одинаков: инвестор или фонд распределяет капитал по десяткам перспективных проектов, осознавая, что большинство окажутся неуспешными. Зато те, кто добьется успеха, не только с лихвой покроют убытки, но и принесут инвестору прибыль в 10 и более раз от размера первоначальных вложений. Но вот объемы инвестиций, оценка компаний и предпочтительные стадии могут сильно различаться от региона к региону. Чтобы понять, как именно инвестируют в разных странах, стоит взглянуть на местную экосистему венчура «сверху».
США: самый «горячий» рынок мира
США и Северная Америка в целом — самый «горячий» технологический рынок в мире. Венчурных фондов здесь более полутора тысяч: в National Venture Capital Association к 2017 году насчитали 1562 существующих фонда.
Классифицировать фонды можно по объемам вложений и стадиям инвестирования. Так, крупные венчурные фонды вкладываются в проекты, выходящие на IPO. Для США на этой стадии характерны чеки в $100–500 млн. Встречаются и более крупные сделки, чаще — при одновременном участии нескольких фондов. В числе фондов, нацеленных на финансирование на поздних стадиях — General Atlantic, Silver Lake Partners и другие.
Другой тип — фонды, инвестирующие на тех же стадиях, но со средним чеком в $10–30 млн. В этом сегменте высокий потенциал роста доходности, но объемы более доступные, таких фондов больше. Самые известные имена вроде Sequoia Capital, Andreessen Horowitz и Khosla Ventures работают именно в этом сегменте.
Крупные фонды могут инвестировать и на более ранних стадиях. Однако есть институции, сфокусированные конкретно на seed-раундах и series A. Это Benchmark, First Round Capital. Отдельно нужно отметить известные акселераторы (Y Combinator, 500 Startups), на уровне которых существуют объединения бизнес-ангелов и ангельские фонды.
«Сама экосистема — пожалуй, самая активная в мире. Капитала на американском рынке больше, чем в других регионах. На каждой стадии есть десятки, а то и сотни фондов, соревнующихся за перспективные сделки. По этой причине и оценка проектов обычно выше. Даже компания, у которой еще нет готового продукта, за счет «звездной» команды и перспективной идеи может стоить $15–20 млн. Из-за оживленности рынок работает быстрее. В среднем американский фонд тратит меньше времени на одну транзакцию, чем, к примеру, европейский», — комментирует управляющий партнер фонда TA Ventures Виктория Тигипко.
Консервативная Европа
Главное отличие европейского рынка от американского — в том, что на этом рынке почти нет участников, которые инвестируют $100–500 млн и больше. Большинство известных фондов работают со средним чеком в $10–20 млн и фокусом на series A round. Немало и успешных seed-фондов.
В каждой стране есть региональные фонды, но есть и те, кто работает сразу в нескольких странах или в Европе в целом. Например, фонд Coparion работает исключительно в Германии. А вот Global Founders Capital, DN Capital, Lakestar, Holtzbrinck Ventures и Point Nine Capital — международные фонды, работающие в том числе в Европе.
Характерная особенность европейского рынка венчура — более широкое распространение частных клубов для инвесторов, которые обычно работают на базе венчурных фондов. Больше всего таких клубов в Швейцарии, Германии и Италии.
Имеется один и в Украине, это iClub, который основан венчурным фондом TA Ventures. Как объясняют учредители, клуб позволяет принять участие в раунде начинающим инвесторам, не располагающим крупными суммами и специализированными знаниями в области инвестирования в технологические проекты. Участники инвестируют совместно с фондом-основателем. Если для инвестирования в фонд обычно требуется не менее $1 млн, то для участников клуба порог входа снижается до $10–25 тысяч.
Европейский венчурный рынок менее развит, чем американский. Так, по данным MoneyTree Report за первые три месяца 2018 от PwC и CB Insights, в I квартале 2018 года в Северной Америке было заключено 1298 сделок на $21,9 млрд (почти половина мирового объема), а в Европе закрыли 593 сделки на $4,8 млрд.
«Европейский рынок более консервативен и более фрагментирован. Компании медленнее растут, но в процессе этого роста «сжигают» меньше средств. В итоге они быстрее выходят на прибыльность, нежели американские. Разумеется, из этого правила есть немало исключений, оно описывает усредненную ситуацию на рынке», — говорит партнер немецкого офиса TA Ventures Павел Шапиро.
Отсутствие крупных чеков ($50–100 млн) ограничивает рынок. Компания, ориентированная на глобальную экспансию и уже захватившая часть рынка, скорее привлечет средства в США, утверждает Павел Шапиро. Если команда решит искать финансирование на местном рынке в Европе, она, скорее всего, получит меньше средств от инвесторов.
«Ей придется корректировать работу таким образом, чтобы быстрее начать получать прибыль. С другой стороны, мы также видим тенденцию создания технологических компаний в Европе, а недавние истории успеха, такие как Delivery Hero или iZettle, подчеркивают этот тренд», — объясняет Павел Шапиро.
Из-за специфики рынка, проекты, которые способны быстро масштабироваться на весь мир, ищут финансирование в США. Постепенно ситуация меняется, в Европе тоже появляются фонды, готовые инвестировать очень крупные суммы и закрывать сделки, сравнимые по масштабам с американскими. Например, в марте финансовый сервис N26 привлек $160 млн. В апреле Revolut «поднял» инвестиции в $250 млн. В свою очередь, американские фонды начинают активно рассматривать европейские проекты и инвестиции в них.
Азия: новый конкурент США
Азия — относительно новый рынок: согласно оценке Blue Future Partners, в регионе активно работает 162 фонда. При этом интернет-население, с 260 млн в 2016 году вырастет до 480 млн пользователей к 2020 году. Объем рынка цифровой экономики увеличится с $30 млрд в 2016-м до $200 млрд в 2025 году.
Учитывая такое активное развитие и перспективы роста, в регион «заходят» международные фонды и появляются локальные венчурные капиталисты. В числе игроков, пришедших с глобальной арены или работающих по всей Азии, можно назвать Sequoia, WI Harper Group, IDG Capital.
Характерная особенность азиатского венчурного рынка — активное участие государства. Например, есть GIC Private Limited и Temasek Holdings, основанные правительством Сингапура, китайский Innovation Fund For Technology-Based Firms. Еще одна особенность — активное участие корпоративных фондов: например от Alibaba, Tencent, Softbank. В Европе и США корпоративный венчур гораздо менее активен.
Хотя фондов, работающих в азиатском регионе, не так много, на местном рынке время от времени заключаются сделки, которые считаются очень крупными даже по американским меркам. Так, начиная с 2015 года компания Grab закрыла несколько многомиллионных раундов, а в 2017-м привлекла $2,5 млрд.
Азиатский рынок стартапов и венчура развивается высокими темпами. В начале года Financial Times сообщала, что местный венчурный рынок по объемам почти сравнялся с американским ($70,8 млрд против $71,9 млрд) и в ближайшее время его обгонит.
Украина и СНГ
Украинский рынок венчурных инвестиций трудно сравнивать даже с европейским, не говоря уже о США и Азии. Венчурных фондов, готовых инвестировать на поздних стадиях, в стране почти нет. Большая часть игроков вкладывает в seed-раунды и series A. Это связано не только с малым объемом капитала, но и с высокими рисками.
Оценки компаний и объемы венчурных инвестиций и сделок в Украине гораздо ниже, чем в более развитых регионах. Одинаковые компании, запущенные в Украине и в США и ориентированные глобально, будут отличаться по стоимости в разы. Это связано с тем, что американская компания изначально находится на более крупном рынке, у нее больше потенциальных пользователей, а у этих пользователей, в свою очередь, выше покупательская способность.
«Важный фактор — отсутствие развитой инфраструктуры экосистемы венчурного финансирования. В США такая инфраструктура есть, она позволит компании легче привлечь средства как на начальной стадии, так и на следующих этапах, бизнес быстрее получит ресурсы для масштабирования, быстрее повысит капитализацию и принесет инвесторам прибыль. На украинском рынке права инвестора менее защищены. Законодательная и налоговая база, к сожалению, не способствуют созданию стартапов и привлечению венчурных инвестиций из мира. Если стартап нацелен на европейский или глобальный рынок, ему приходится регистрироваться в более дружелюбных юрисдикциях — например, Делавер, США», — утверждает партнер TA Ventures Игорь Семенов
Есть и другие нюансы. Украинские IT-специалисты очень квалифицированные, с сильной технической экспертизой и пользуются огромным спросом на международной арене.
«К нам в TA Ventures часто обращаются зарубежные партнеры с просьбой помочь организовать разработку в Украине. Однако, для полноценного развития рынка стартапов их все еще не хватает», — говорит Игорь Семенов.
У каждого из рынков есть свои плюсы и минусы — как для стартапов, так и для инвесторов. Например, в США вероятнее всего получить большую прибыль от вложений, потому что сам рынок активнее и его объем больше. Одна и та же компания в США будет стоить дороже, чем в Европе, потому что она изначально находится на большом, «горячем» и довольно однородном с точки зрения маркетинга рынке.
С другой стороны, перенасыщенность рынка может привести к тому, что компания будет быстро «жечь» деньги и в итоге обанкротится. Еще один возможный сценарий — привлечение следующего раунда инвестиций по низкой оценке, это размоет долю инвестора, вложившего средства на более ранней стадии. К тому же, конкуренция за стартапы слишком высока, так что стоимость компаний в США часто неоправданно завышена.
В целом, получается, что рынок, где выше шансы получить большую прибыль, — это рынок с более высокими рисками. Поиск баланса между потенциальной прибылью и возможными угрозами — основа мастерства венчурного инвестора.
Источник https://inventure.com.ua/analytics/articles/sravnenie-ekosistem-venchurnyh-investij-ssha-evropy-azii-i-ukrainy
Источник
Источник
Источник