Законодательство об иностранных инвестициях — Антикризисные мысли
Оглавление
Законодательство об иностранных инвестициях
Первый закон, касающийся привлечения иностранных вложений в нашу страну, был принят еще в 1991 году, но вскоре в связи с новыми экономическими реалиями возникла необходимость создания иного нормативно-правового акта. В 1999 году был принят Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации, положениями которого с многочисленными изменениями (последние были внесены буквально в июле 2017 года) мы пользуемся до сих пор.
Суть закона об иностранных инвестициях в РФ
Законодательное регулирование — основа экономического прогресса, поэтому федеральный закон 160-ФЗ постоянно меняется, например, появился дополнительный законодательный акт о порядке осуществления иностранных инвестиций в РФ. Рассмотрим опорные и полезные моменты, зафиксированные в 160-ФЗ.
Объект регулирования и порядок осуществления инвестиций
Положения закона распространяются на все правоотношения, связанные с частными инвесторам и фондами, в том числе венчурными, зарегистрированными за границей, которые осуществляют инвестирование в любом виде (покупка ценных бумаг, вложения в капитал или оборудование, передача прав на интеллектуальную деятельность и т.д.) в бизнес-объекты и иные активы, расположенные на территории нашей страны.
Исключениями, на которые не распространяется закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации 1999 года, являются:
- Вклады в депозиты банков и КПК Российской Федерации;
- Приобретение страховки (имеется в виду инвестиционное и накопительное страхование жизни);
- Взносы в некоммерческие учреждения.
Статья 23 данного закона регулирует права Правительства РФ. Так, оно уполномочено:
- Контролировать деятельность иностранных инвесторов, устанавливать порядок осуществления их деятельности;
- Формировать список наиболее важных инвестобъектов;
- Привлекать иностранных инвесторов путем составления различных федеральных программ;
- Заключать договоры с иностранными инвесторами о вкладах и о взаимной защите вложений.
Также закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации указывает способы и порядок осуществления инвестирования иностранцев в российскую экономику:
- Порядок запуска совместных предприятий;
- Открытие предприятий, полностью принадлежащих зарубежным владельцам;
- Порядок покупки материальных активов предприятий и ценных бумаг фирм Российской Федерации;
- Предоставление любых видов займов (в том числе беспроцентных) российским предприятиям.
Ключевыми принципами Закона об иностранных инвестициях в РФ можно назвать следующие:
- Данная деятельность регулируется на федеральном уровне;
- Иностранные инвесторы равны по своему статусу российским;
- Отечественное законодательство признает нормы международных соглашений в области порядка и существа регулирования межнациональных инвестиций.
По сути иностранные инвесторы обладают на территории России теми же правами и обязанностями, что и отечественные, но за некоторыми исключениями в части порядка осуществления отдельных прав и обязанностей. Например, не допускается участия иностранного капитала в некоторых стратегически важных областях экономики – связанных с обороной, телекоммуникациями, инфраструктурой, добычей и обработкой национальных богатств и т.д., всего 45 позиций – это сделать для сохранения безопасности нашей страны.
Однако закон гарантирует, что иностранные инвесторы могут без проблем вкладывать средства в нашу страну и при этом не бояться произвольного изъятия капитала.
Разрешенные виды деятельности в Российской Федерации
В Федеральном законе об иностранных инвестициях №160 дается разделение всех иностранных инвестиций на три категории: реальные, портфельные и прямые. К реальным относятся:
- Вложения в недвижимость или оборудование;
- Предоставление кредитов для формирования оборотного капитала.
К иностранным портфельным инвестициям по нормам закона РФ относятся:
- Покупка акций в таком объеме, когда иностранный инвестор не может контролировать деятельность предприятия;
- Приобретение федеральных и муниципальных облигаций;
- Участие в финансовых организациях с международным капиталом.
К прямым относятся:
- Приобретение более 1/10 существующего либо создаваемого предприятия в виде покупки его ценных бумаг;
- Осуществление услуг лизинга организациям РФ.
- Создание филиалов своей компании на территории нашей страны (данное новшество привнесено в Закон об иностранных инвестициях 1999 года последними изменениями).
Таким образом, иностранные инвесторы фактически ничем не ограничены в своих возможностях – они могут получить прибыль, вкладывая средств в российскую экономику любым не запрещенным законом способом.
Если ваш партнер по бизнесу — иностранное лицо, помните, что основы законодательного регулирования его деятельности заложены в ФЗ № 160 от 1999 года
Гарантии и обязательства по 160-ФЗ
Естественно, что основой стабильных зарубежных инвестиций является их безопасность. Если иностранные инвесторы чувствуют себя в стране защищенным, при осуществлении своей деятельности, то это влечет за собой увеличение притока денежных вливаний. Поэтому в законе № 160-ФЗ Об иностранных инвестициях гарантиям уделено особое внимание. Так, зарубежные инвесторы имеют право:
- Вкладывать средства в любые отрасли, за исключением 45 стратегически важных;
- Делегировать свои полномочия любому другому лицу, в том числе россиянину;
- Получить компенсацию, если их имущество было реквизировано или национализировано;
- Получить компенсацию в случае незаконных действий государственных органов;
- Участвовать в приватизации предприятий РФ;
- Получать скидки по таможенным платежам;
- Пользоваться услугами адвоката при разрешении споров в суде;
- Вывозить за рубеж заработанные средства.
Также по положениям Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации зафиксировано право на приобретение зарубежным инвестором любых активов на территории РФ, если находятся в свободной продаже – от акций до недвижимости.
Естественно, помимо прав, у иностранного капиталиста имеются и обязанности в отношении Российской Федерации, например, не нарушать установленный законодательством порядок. В случае выявления нарушений на имущество инвестора может быть наложен арест, а все данные гарантии аннулируются.
В первоначальном виде возник Закон об иностранных инвестициях в 1999 году, понятно, что за годы своего существования он устарел и нуждается в обновлении. Изменения в нормативно-правовой акт Российской Федерации вносятся регулярно, после фиксации очередного экономического явления.
Так, последние замены произошли в июле 2017 года, к числу наиболее значимых относятся:
- Устанавливается единая валюта для вложений в РФ – только рубль;
- Сделки с иностранным капиталом должны контролироваться в соответствии с положениями Закона о порядке осуществления иностранных инвестиций №57-ФЗ;
- Прописан порядок осуществления контроля;
- Указана ответственность иностранного инвестора за заключение сделок с нарушениями федерального и местного законодательства;
- Внесены изменения в список требований, предъявляемых к филиалу зарубежных фирм и предприятий;
- Определены новые правила учреждения и закрытия коммерческого предприятия с зарубежными деньгами в уставном капитале.
Закон об иностранных инвестициях в РФ постоянно совершенствуется и корректируется, чтобы отвечать запросам времени. Благодаря этому он остается актуальным и позволяет грамотно проводить политику привлечения зарубежного капитала, определяя правила игры на инвестиционном рынке.
Не забывайте проверять актуальность документа — в законодательство периодически вносятся изменения
Заключение
Таким образом, принятый еще в 1999 году закон об иностранных инвестициях под номером 160-ФЗ регулирует все правоотношения в области привлечения зарубежного капитала. Так, инвесторы из-за границы имеют право приобретать ценные бумаги российских компаний, основывать свои фирмы или открывать филиалы, предоставлять займы и т.д. Предусмотрена система защиты их прав. Вложения могут осуществляться в любую сферу, за исключением ряда стратегически значимых областей экономики. В закон постоянно вносятся корректировки, чтобы поддерживать его актуальность и значимость.
ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование
Для эффективного развития подавляющее большинство развитых стран приветствуют привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, в свою экономику. Российская Федерация в этом отношении — не исключение.
Законодательное регулирование иностранного капитала в РФ
Россия, как и другие государства, проводит политику регулирования притока капитала иностранного происхождения в основном в сферы стратегических отраслей экономики (военную промышленность, например), в остальном предоставляя иностранным предпринимателям (инвесторам) широкие возможности для производимых ими вложений, подкрепленные рядом законодательно установленных гарантий их сохранности.
Основополагающим законом, регулирующим права иностранных предпринимателей на вложения и получение прибыли от них, а также условия ведения бизнеса в РФ, является ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно гражданскому законодательству нашей страны (ГК РФ, ст. 2), его нормы прямо распространяются и на правоотношения, связанные с коммерческой деятельностью юридических лиц и граждан иностранных государств, с учетом ограничений, установленных ФЗ о иностранных инвестициях.
Этот закон регулирует практически все отношения, связанные с предоставлением и сохранением прав иностранного капитала при осуществлении инвестиций (то есть при внесении капитала в какой-либо бизнес-объект, расположенный на территории России). Это внесение может быть сделано в виде денег, ценных бумаг (см. Рынок ценных бумаг – все намного глобальнее), прав на интеллектуальную деятельность (выраженных в денежном эквиваленте), а также услуг и информации.
Важно: в отношении вложения капитала в кредитные, страховые организации, а также в некоммерческую деятельность, нормы указанного закона не действуют.
Зарубежные инвестиции: виды и особенности
Как осуществляются иностранные инвестиции в РФ
Согласно ФЗ-160 об иностранных инвестициях они могут осуществляться через:
- Создание совместных предприятий;
- Приобретения иностранным капиталом предприятий, недвижимости (за рядом исключений), акций, долей и облигаций;
- Создания предприятий, принадлежащих иностранцам в полном объеме;
- Предоставление других имущественных прав, займов, кредитов.
Наша страна применяет принцип национального режима для инвесторов из-за рубежа (то есть регулирует их деятельность так же, как и отечественных предпринимателей), но с учетом особенностей, установленных в целях безопасности государства.
Виды разрешенных инвестиций в экономику РФ
Иностранные инвестиции: ФЗ-160 определяет их как принадлежащие иностранному юридическому или физическому лицу (гражданину) капиталы, имеющие целью получение прибыли от вложения в экономику другого государства (в данном случае — РФ).
ФЗ об иностранных инвестициях в РФ подразделяет инвестиции на:
На нашем ресурсе Вы можете подробней узнать о прямых и портфельных инвестициях.
Прямые инвестиции, в свою очередь, это один из вариантов деятельности иностранного предпринимательства:
- Покупка не менее 1/10 доли (части или вклада) в хозяйственное общество на территории нашего государства, существующего или вновь создаваемого;
- Деятельность по предоставлению финансовой аренды (лизинга);
- Вложения в создаваемые филиалы иностранных компаний.
Согласно ФЗ иностранные инвестиции портфельного типа, это:
- Приобретение акций предприятий в объеме, не дающем права контролировать их деятельность;
- Покупка облигаций и ценных бумаг государства;
- Участие в деятельности валютно-финансовых организаций с международным капиталом.
Отдельным видом вложения капитала иностранного происхождения считаются реальные инвестиции, представляющие вложения в строительство недвижимости, землю, оборудование, а также оборотный капитал.
Значение притока инвестиций в экономику РФ
Важное значение для стимулирования притока иностранного капитала имеет решение двойственной проблемы: первая из которых состоит в том, чтобы определить те сферы экономики, куда приток его должен быть существенно снижен, и вторая — в каких формах приток необходимо поощрять.
Прямые инвестиции из-за рубежа способствуют росту производительности и состоянию техвооруженности отечественных предприятий, поскольку инвестируя капитал, зарубежный бизнес чаще всего приносит с собой обновленные технологии, эффективные методы организации производства и выход с продукцией на мировой рынок. Даже в случае, если товар будет реализовываться на внутреннем рынке, это также способствует росту экономики страны.
При портфельных вложениях инвестор заинтересован, прежде всего, не в руководстве предприятием или компанией, а в получении дивидендов в будущем. Оба вида вложений в итоге благоприятны для российской экономики при условии, что осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Гарантии для инвесторов в российскую экономику
Осуществляя вложения в экономику иностранного государства, инвестор должен иметь уверенность в том, что его права как субъекта экономических правоотношений будут должным образом защищены. Этому способствуют гарантии, предоставляемые законодательством страны-реципиента (принимающей капитал страны).
По ФЗ-160: закон об иностранных инвестициях, в РФ предусмотрены следующие гарантии иностранным предпринимателям:
- Правовая защита прав и интересов (например, компенсирование убытков, полученных в результате незаконных действий госорганов);
- Возможность использования разнообразных форм и видов вложений;
- Гарантии сохранения прав и обязанностей при переходе собственности или капитала от иностранного инвестора к какому-либо еще лицу (в соответствии с ГК РФ);
- Гарантирование выплат компенсаций, в случае реквизиций (или национализации) предприятий, а также на случай изменения законов;
- На разрешение споров, возникающих при ведении предпринимательства в РФ;
- Гарантии вывода за рубеж законно полученных средств и имущества;
- Права инвестора на приобретенные ценные бумаги и на участие в приватизации;
- Возможность приобретения земельных участков, другой недвижимости.
Кроме гарантий зарубежным инвесторам предоставляются законные льготы на уплату таможенных платежей, при осуществлении ими приоритетных инвест-проектов (чья цена от 1 млрд. рублей в совокупности). Также льготы по налогообложению вправе устанавливать местные органы власти при реализации совместных проектов.
Необходимо сказать, что, согласно законодательству об иностранных инвестициях в Российской Федерации: ФЗ-160, ФЗ-57, и нормам ГК РФ, приток капитала из-за рубежа ограничивается в отраслях, связанных с национальными богатствами РФ (леса, промысел рыбы и т. д.), инфраструктуре (энергосети, дороги), телекоммуникациях, а согласно 57–ФЗ О порядке осуществления иностранных инвестиций, установлено 45 видов деятельности, носящих cтратегический характер, куда ограничен доступ иностранному капиталу.
Практика аналогичных ограничений распространена повсеместно в международной инвестиционной деятельности и продиктована, прежде всего, соображениями государственного суверенитета и безопасности.
Закон 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» в новой редакции
Первая попытка ФЗ узаконить участие инвестиций от заграничного капитала была предпринята в России в 1991 г. Она была направлена на решение вполне конкретных задач. Сейчас специалисты оценивают акты того времени, как имеющие целью упростить ввод-вывод нелегальных средств. В более привычном виде ФЗ «Об иностранных инвестициях» появился только в 1999 г. Последние же изменения в «Иностранные вклады» были внесены 31.05.18.
Регулируемые иностранные отношения и основные понятия
ФЗ«Об иностранных инвестициях в РФ» гарантирует права для инвестиций заграничных вкладчиков в РФ, условия их работы. В акте отмечено, что он направлен не только на привлечение, но и качественное применение ресурсов внутренней экономики. А именно: денег, технологий, инновационного опыт.
Отношениям, регулирующим акт ФЗ и его понятия, посвящены первые две статьи документа:
- ФЗ для иностранного капитала не действителен для инвестиций банковской и страховой сферы, порядка регистрации, работы и ликвидации фирм соответствующей направленности, исключая строго оговорённые ситуации.
- Не подпадают под ФЗ и инвестиции некоммерческих структур, если работа их является полезной для общества. Например, научно-образовательная, религиозная или благотворительная деятельность.
- Также документ не действует в отношении резидентов территорий, имеющих статус особых экономзон и ведущих туристскую, производственную, внедренческую работу.
- Под владельцем инвестиций в ФЗ понимается иностранное юрлицо. Его правоспособность должна подтверждаться юрисдикцией, где создана компания. Это касается и организаций, без статуса юрлица и граждан. Исключения составляют зарубежные компании, контролируемые россиянами. Инвестиции может делать и государство.
- Инвестиция — капитал, самостоятельно вкладываемый субъектом в объект юрисдикции РФ. Это могут быть ЦБ, права имущественного характера, интеллектуальная собственность.
- Инвестиция обычно прямая. Она должна заключаться в приобретении доли в компании, финпотоки в основные фонды, участие в лизинговых контрактах.
- Проект — подразумевает ТЭО целесообразности заявленной деятельности, подтверждённое сметными документами. В нем указывается временной период инвестиции.
- Приоритетный проект предполагает вложение в рублях не меньше 1 миллиарда либо же вклад в УК не меньше 0,1 миллиарда.
- Срок окупаемости по ФЗ определяется как время с первого дня реального финансирования до получения чистой прибыли (с учётом всех обязательных отчислений).
Здесь вводится понятие контролируемого лица. Это организация, находящаяся в собственности гражданина РФ. Либо же гражданин вправе принимать в ней руководящие вердикты. Этот субъект и становится лицом контролирующим.
Права и гарантии: особенности работы с иностранными вкладчиками
Стандарты ФЗ«Об иностранных инвестициях» декларируют права владельцев инвестиций, компаний зарубежных вкладчиков, пользователей доходной части. Отмечено, зарубежный представитель может рассчитывать на равные с отечественными фирмами условия. Исключения из общего правила оговорены отдельно.
Различия структур и общие правила ФЗ для иностранных контрагентов
Акт ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» декларирует различия в правах между инвесторами, их филиалами, дочерними компаниями. Такой подход ФЗ объясняется тем, что организации разной формы имеют отличающиеся уровни ответственности. Об этом говорится в четвертой статье акта. Далее, для инвесторов устанавливаются общие гарантии.
Положения ФЗ об иностранных вкладах гласят:
- Ограничительные изъятия по ФЗ допустимы в интересах защиты конституционного порядка, безопасности, а также обороны России. Либо же имеют цели оберегания нравственности, правовых интересов граждан и их здоровья.
- Иностранный инвестор, работающий на коммерческой основе, отвечает по принятым обязательствам, может осуществлять деятельность через дочерние структуры или представительство. Указанные подразделения должны иметь аккредитацию установленного стандарта.
- Филиалы фирмы с зарубежными фининвестициями не вправе пользоваться особыми режимами по защите, льготам или гарантиям. Зато это вправе получать вкладчик, участвующий в УК.
- Компания РФ по ФЗ облекается особым статусом, когда официально принимает инвестора.
- Владелец инвестиций вправе делегировать свои юрправа и обязанности иному лицу в рамках, установленных ГК РФ. Кроме этого, передача прав становится обязанностью, если такое решение вынес суд.
- В том случае, когда зарубежная юрисдикция оплачивает гарантии, адресованные владельцу иностранных инвестиций и эта юрисдикция получает права вкладчика, то уступка такого требования отвечает ноте закона.
- Имущество вкладчика по ФЗ недопустимо изымать принудительно, если только момент не оговорён в контракте или законодательном акте.
- Реквизиция, а также национализация сопровождается компенсацией владельцу инвестиций стоимости имущества. Когда обстоятельства изменяются, вкладчик по суду вправе добиться возврата. Тогда он должен будет вернуть компенсацию за имущество.
Льготы инвестициям определяются исходя из интересов развития государства. В первую очередь, речь в ФЗ идёт о социальных и экономических направлениях деятельности. Чтобы получить преференции, необходимо доказать пользу, которую приносит деятельность.
Стабильность и санкции для иностранных участников
Гарантиям посвящено большое число статей Закона 160 ФЗ (в частности, это также шестая и девятая). Серьёзный подход говорит о заинтересованности государства в привлечении в страну реальных инвестиций. Но России нужны серьёзные международные игроки. Поэтому здесь же указывается и на санкции, которые будут применены в случае нарушений.
Иностранному капиталу необходимо знать:
- В том случае, когда на иностранный капитал растёт налоговая нагрузка (из-за изменения законов, повышения сборов), инвестор по ФЗ вправе рассчитывать на работу по критериям, существовавшим ранее. Его деятельность при этом должна быть признана целевой, направленной на приоритетные бизнес-проекты.
- Стабильность гарантируется на время пока инвестпроект окупается. Но этот период ограничен семью годами с момента финансирования. Дифференцировать временной лимит имеет право Правительство РФ.
- Семилетний срок продлевается ФЗ в исключительных обстоятельствах. Это возможно в рамках крупных производственных и логистических бизнес-проектов
- Правительство оценивает работу владельца инвестиций, основываясь на анализе поступления взносов федуровня, действующего режима ограничений.
- Также оно утверждает порядок работы с первоочередными инвестпроектами, начиная с их регистрации; контролирует их исполнение, соблюдение установленных сроков.
- Неисполнение иностранным участником рынка обязательств по инвестициям влечёт санкцию в виде лишения льгот. Более того, разница, которая не уплачена в льготный период, взыскивается в бюджет.
- Сделки, осуществляемые иностранными государствами, международными структурами или подконтрольными компаниями, в результате которых игрокам отходит более четверти УК фирмы, контролирующих его голосов, должны предварительно согласовываться. Такой же подход ФЗ применяется и в том случае, когда заграничные инвесторы могут получить косвенный контроль над блокирующим пакетом акций.
- Предварительное согласование должен получить и иностранный инвестор, вкладывающийся в производство, которое может иметь стратегическую важность для безопасности РФ, обороны. В отношении этого пункта инвестором признается и россиянин, имеющий двойное гражданство.
Санкции для инвестиций могут быть и более существенными. Жёсткость их зависит от серьёзности и количества нарушений. Но в целом они мало чем отличаются от тех, которые грозят обычно российским игрокам рынка.
Тонкости открытия иностранных филиалов
В ФЗ 160 об иностранных инвестициях особое внимание уделено филиалам инвесторов; особенно тем из них, которые ведут деятельность в области авиации. Это как раз та отрасль, которая является стратегической. Негативные процессы в ней несут реальную угрозу безопасности России и её граждан.
Правила и особенности деятельности иностранных филиалов прописаны в ст. 21 документа:
- Филиал открывается в РФ и прекращает работу по решению инвестора.
- Госконтроль за созданием такого подразделения ведётся через процедуру аккредитации. Она осуществляется уполномоченным на то Правительством РФ органом федуровня. Все последующие решения по инвестициям (изменения, закрытие) принимаются этой же властной структурой.
- В течение года после решения создать представительство, открыть дочернее подразделение, финвкладчик должен по ФЗ оформить спецзаявление. Этот документ должен включать и данные о числе иностранных работников, задействованных в России. Данные о сотрудниках обязательно заверяются Торгово-Промышленной палатой РФ.
- Аккредитация от ФЗ иностранному подразделению или представительству, работающего в гражданской авиации, выдаётся, если предоставлен полный пакет документов, когда не превышен срок их подачи.
- Также аккредитация не будет произведена в том случае, если бумаги оформлены не по стандарту.
- Не получит от ФЗ разрешения инвестор, если в его учредительных и иных бумагах будут выявлены ложные данные.
- Разрешение иностранному капиталу не будет выдано, если цели образования филиала будут признаны противоречащими Конституции РФ, иному акту РФ, международным нормам.
- Нельзя будет открыть подструктуру, если цели её будут угрожать суверенитету, нацинтересам, территориальной независимости и неприкосновенности РФ.
Открытые дочерние структуры по ФЗ должны неукоснительно блюсти законы РФ. При выявлении грубых нарушений деятельность их может быть прекращена решениями органов РФ.
Принципы госполитики относительно иностранных инвестиций
Важные положения ФЗ 160 публикуются в ст. 23. Они касаются госполитики относительно инвестиций. Речь здесь идёт и о разработке подходов к ней, и о непосредственной реализации Правительством РФ поставленных задач по международному сотрудничеству.
Согласно ст. 23 документа Правительство России решает такие задачи иностранных вкладчиков:
- ФЗ анализирует целесообразность для иностранных вкладчиков запретов, ограничений, которые связаны с зарубежными инвестициями; готовит законопроекты с перечнями таких санкций.
- Устанавливает контрольные меры в отношении работы зарубежных партнёров на территории РФ.
- Определяет реестр первоочередных иностранных бизнес-проектов.
- Обеспечивает внедрение программ федуровня для привлечения инвестиций.
- Работает над привлечением инвестзаймов для финансирования фонда развития РФ.
- Взаимодействует с регионами РФ в отношении развития международного партнёрства в плоскости иностранных инвестиций.
- Контролирует предварительный этап и подписание инвестсоглашений с зарубежными партнёрами о запуске крупномасштабных бизнес-проектов.
Также ФЗ Правительства России контролирует оформление и подписание международных контрактов по инвестзащите.
Новая версия 160 ФЗ придаёт международному финсотрудничеству и программам инвестиций новые принципы. Они направлены на укрепление национальной валюты — рубля, повышение престижа России в целом. Даже международные специалисты отмечают, что это акт уважающего себя государства.
Вы планируете построить работу с инвестициями иностранного партнёра?
4.3. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
В 1999 г. был принят новый базовый закон, призванный укрепить фундамент правового регулирования процесса привлечения ПИИ. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 9.07.1999 пришел на смену принятому в 1991 г.
В связи с этим в ближайшее время необходимо принять закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», призванный скорректировать имеющиеся в действующем законе недостатки, существенно снижающие эффективность его применения. Совершенствование закона должно осуществляться по следующим направлениям.
Базовые понятия, используемые в законе
К важнейшим условиям правового регулирования иностранных инвестиций следует отнести четкое формулирование используемых понятий. Неопределенность в терминологии создает предпосылки для разночтений и возникновения спорных ситуаций. Так, приведенное в ст. 2 определение «прямой иностранной инвестиции» далее в тексте не используется. В связи с этим возникает вопрос о том, распространяются указанные в законе гарантии и льготы только на ПИИ или также на портфельные инвестиции.
Закон претендует на регулирование инвестиций как прямых, так и портфельных (например, ст. 1, п. 2; ст. 13, 14), хотя очевидно, что специфика этих двух видов инвестиций требует разных инструментов их правового регулирования. Более того, на практике регулирование фондового рынка осуществляется другими законодательными актами, и прежде всего Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».
В ст. 9 сформулирована стабилизационная оговорка, в пп. 1, 3, 5 речь идет о ее распространении на иностранного инвестора и коммерческую организацию с иностранными инвестициями, а п. 2 — только на иностранного инвестора. Соответственно, возникает вопрос: на какую область она реально распространяется?
В ст. 1 отмечается, что закон «регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов». Эго положение не обеспечивает всей полноты охвата действия закона, в связи с чем целесообразно изменить его редакцию: закон должен регулировать права иностранных инвесторов в отношении осуществляемых или осуществленных ими инвестиций на территории России, а также любые действия государства, оказывающие влияние на указанные инвестиции.
В соответствии со ст. 2 закона под «прямой иностранной инвестицией» понимается осуществление следующих операций: •
приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества; •
вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; •
осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, таможенной стоимостью не менее 1
Основными для закона являются понятия «иностранный инвестор» и «иностранная инвестиция». В зависимости от целей, стоящих перед страной-реципиентом, круг лиц, именуемых иностранными инвесторами, может быть расширен либо сужен. Согласно закону в роли иностранного инвестора могут выступать: иностранное юридическое лицо; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом; иностранный гражданин; лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами РФ; международная организация, которая в соответствии с международным договором РФ вправе осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранные государства (в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами РФ).
В законодательстве различных стран используются различные критерии определения «иностранной» принадлежности инвесторов: —
зарубежное гражданство или наличие постоянного местожительства за пределами государства — реципиента инвестиций — для физических лиц; —
нахождение за рубежом места регистрации (учреждения) либо места ведения основной деятельности — для юридических лиц.
В некоторых случаях в качестве иностранных инвесторов могут признаваться также договорные объединения, не являющиеся юридическими лицами. В отношении их может применяться критерий места учреждения или же места ведения основной деятельности. На практике помимо различных товариществ, ассоциаций и прочих субъектов, не обладающих статусом юридического лица, могут существовать не только институциональные, но и исключительно договорные образования (можно предположить, что в последнем случае под местом учреждения следует понимать место подписания договора, на основе которого они функционируют).
По законодательству России (как и некоторых других стран СНГ) для признания лица иностранным инвестором оно не только должно иметь иностранное происхождение (гражданство и т.д.), но одновременно должна отсутствовать и явно выраженная принадлежность его к государству-реципиенту.
В качестве иностранных инвесторов законы иностранных государств нередко признают физических лиц без гражданства, постоянно проживающих за границей, а также в ряде случаев и лиц, имеющих двойное гражданство. В отличие от ранее действовавшего закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» закон 1999 г. не предусматривает возможность предоставления статуса иностранного инвестора российским гражданам, имеющим постоянное место жительства за границей и зарегистрированным для ведения хозяйственной деятельности в стране проживания (ст. 2). Тем самым круг потенциальных инвесторов искусственно ограничивается. Кроме того, не оговорен случай осуществления иностранных инвестиций лицами с двойным гражданством. Как следствие, возникает неопределенность относительно того, законодательство какой страны должно определять гражданскую право- и дееспособность этих лиц, а также их право осуществлять инвестиции на территории России.
Российское законодательство пошло по пути наделения определенными гарантиями и льготами также, наряду с инвесторами, коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Это возможный, хотя и не самый распространенный путь регулирования. Его недостаток состоит в создании неравного по сравнению с упомянутой организацией положения для тех предприятий и организаций, которые используют отечественные инвестиции. В законе указывается, что иностранными инвесторами признаются субъекты, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе. Таким образом, отделяются, например, вложения, совершаемые в основные фонды посольств и иных представительств зарубежных государств и международных организаций.
Согласно п. 6 ст. 4 закона российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом. С учетом имеющегося в российском законодательстве многообразия организационно-правовых форм коммерческих организаций следует уточнить понятия «вхождения» иностранного инвестора в состав участников и его «выхода» из состава участников такой организации.
Понятие «иностранная инвестиция» является центральным элементом для всего комплекса регулирования иностранных инвестиций. Согласно закону в качестве иностранной инвестиции, наряду с прочими формами вложений, должна рассматриваться купля-продажа практически любого не исключенного из оборота имущества, представляющего собой объект предпринимательской деятельности, осуществленная лицом, подпадающим под категорию иностранного инвестора. Подобная трактовка полностью соответствует предусмотренному абз. 2 ст. 2 «вложению иностранного капитала в виде объектов гражданских прав, в том числе денег, в объект предпринимательской деятельности». При этом понятие «объект предпринимательской деятельности» в законе может трактоваться весьма широко.
Под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Приоритетный инвестиционный проект означает инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (т.е. эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Понятие прямой иностранной инвестиции в законе сформулировано с явными просчетами. Так, одна из наиболее распространенных форм иностранных инвестиций — приобретение инвестором части акционерного или доли складочного капитала коммерческой организации — рассматривается международной инвестиционной практикой как прямая инвестиция только в том случае, если инвестор в результате такого приобретения получает возможность контролировать деятельность организации. В российском же законе критерий прямой инвестиции в этом случае только один — приобретение не менее 10% капитала. Этой доли может оказаться недостаточно для получения указанного контроля. Отсутствие в законе требования о контроле приведет к появлению фиктивных «прямых иностранных инвестиций», к предоставлению неоправданных льгот.
Закон слишком узко толкует понятие прямой инвестиции. К таковым, на наш взгляд, помимо корпоративных вполне можно добавить и некоторые договорные формы инвестиций (в законе представлена только одна — лизинг). К другим договорным формам прямых инвестиций можно отнести договоры о совместной деятельности (типа простого товарищества), соглашения о разделе продукции (СРП), договоры о кооперации и сбыте продукции, компенсационные соглашения и ряд других. Они предоставляют особый интерес для российской экономики, так как обычно осуществляются на основе проектного финансирования, предусматривают передачу новейших технологий, управленческого опыта, ноу-хау.
Кроме того, необходимо согласовать использование понятий в законе с аналогичными понятиями и терминологией из международных договоров России о защите и взаимном поощрении инвестиций. В частности, в определение «иностранная инвестиция» следует добавить термины, используемые в российской договорной практике (залог, вклады, право требовать по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность, различные виды интеллектуальной собственности, права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора).
ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование
Для эффективного развития подавляющее большинство развитых стран приветствуют привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, в свою экономику. Российская Федерация в этом отношении — не исключение.
Законодательное регулирование иностранного капитала в РФ
Россия, как и другие государства, проводит политику регулирования притока капитала иностранного происхождения в основном в сферы стратегических отраслей экономики (военную промышленность, например), в остальном предоставляя иностранным предпринимателям (инвесторам) широкие возможности для производимых ими вложений, подкрепленные рядом законодательно установленных гарантий их сохранности.
Основополагающим законом, регулирующим права иностранных предпринимателей на вложения и получение прибыли от них, а также условия ведения бизнеса в РФ, является ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно гражданскому законодательству нашей страны (ГК РФ, ст. 2), его нормы прямо распространяются и на правоотношения, связанные с коммерческой деятельностью юридических лиц и граждан иностранных государств, с учетом ограничений, установленных ФЗ о иностранных инвестициях.
Этот закон регулирует практически все отношения, связанные с предоставлением и сохранением прав иностранного капитала при осуществлении инвестиций (то есть при внесении капитала в какой-либо бизнес-объект, расположенный на территории России). Это внесение может быть сделано в виде денег, ценных бумаг (см. Рынок ценных бумаг – все намного глобальнее), прав на интеллектуальную деятельность (выраженных в денежном эквиваленте), а также услуг и информации.
Важно: в отношении вложения капитала в кредитные, страховые организации, а также в некоммерческую деятельность, нормы указанного закона не действуют.
Зарубежные инвестиции: виды и особенности
Как осуществляются иностранные инвестиции в РФ
Согласно ФЗ-160 об иностранных инвестициях они могут осуществляться через:
- Создание совместных предприятий;
- Приобретения иностранным капиталом предприятий, недвижимости (за рядом исключений), акций, долей и облигаций;
- Создания предприятий, принадлежащих иностранцам в полном объеме;
- Предоставление других имущественных прав, займов, кредитов.
Наша страна применяет принцип национального режима для инвесторов из-за рубежа (то есть регулирует их деятельность так же, как и отечественных предпринимателей), но с учетом особенностей, установленных в целях безопасности государства.
Виды разрешенных инвестиций в экономику РФ
Иностранные инвестиции: ФЗ-160 определяет их как принадлежащие иностранному юридическому или физическому лицу (гражданину) капиталы, имеющие целью получение прибыли от вложения в экономику другого государства (в данном случае — РФ).
ФЗ об иностранных инвестициях в РФ подразделяет инвестиции на:
- Прямые;
- Портфельные (по-другому их называют кейсами).
На нашем ресурсе Вы можете подробней узнать о прямых и портфельных инвестициях.
Прямые инвестиции, в свою очередь, это один из вариантов деятельности иностранного предпринимательства:
- Покупка не менее 1/10 доли (части или вклада) в хозяйственное общество на территории нашего государства, существующего или вновь создаваемого;
- Деятельность по предоставлению финансовой аренды (лизинга);
- Вложения в создаваемые филиалы иностранных компаний.
Согласно ФЗ иностранные инвестиции портфельного типа, это:
- Приобретение акций предприятий в объеме, не дающем права контролировать их деятельность;
- Покупка облигаций и ценных бумаг государства;
- Участие в деятельности валютно-финансовых организаций с международным капиталом.
Отдельным видом вложения капитала иностранного происхождения считаются реальные инвестиции, представляющие вложения в строительство недвижимости, землю, оборудование, а также оборотный капитал.
Значение притока инвестиций в экономику РФ
Важное значение для стимулирования притока иностранного капитала имеет решение двойственной проблемы: первая из которых состоит в том, чтобы определить те сферы экономики, куда приток его должен быть существенно снижен, и вторая — в каких формах приток необходимо поощрять.
Прямые инвестиции из-за рубежа способствуют росту производительности и состоянию техвооруженности отечественных предприятий, поскольку инвестируя капитал, зарубежный бизнес чаще всего приносит с собой обновленные технологии, эффективные методы организации производства и выход с продукцией на мировой рынок. Даже в случае, если товар будет реализовываться на внутреннем рынке, это также способствует росту экономики страны.
При портфельных вложениях инвестор заинтересован, прежде всего, не в руководстве предприятием или компанией, а в получении дивидендов в будущем. Оба вида вложений в итоге благоприятны для российской экономики при условии, что осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Гарантии для инвесторов в российскую экономику
Осуществляя вложения в экономику иностранного государства, инвестор должен иметь уверенность в том, что его права как субъекта экономических правоотношений будут должным образом защищены. Этому способствуют гарантии, предоставляемые законодательством страны-реципиента (принимающей капитал страны).
По ФЗ-160: закон об иностранных инвестициях, в РФ предусмотрены следующие гарантии иностранным предпринимателям:
- Правовая защита прав и интересов (например, компенсирование убытков, полученных в результате незаконных действий госорганов);
- Возможность использования разнообразных форм и видов вложений;
- Гарантии сохранения прав и обязанностей при переходе собственности или капитала от иностранного инвестора к какому-либо еще лицу (в соответствии с ГК РФ);
- Гарантирование выплат компенсаций, в случае реквизиций (или национализации) предприятий, а также на случай изменения законов;
- На разрешение споров, возникающих при ведении предпринимательства в РФ;
- Гарантии вывода за рубеж законно полученных средств и имущества;
- Права инвестора на приобретенные ценные бумаги и на участие в приватизации;
- Возможность приобретения земельных участков, другой недвижимости.
Кроме гарантий зарубежным инвесторам предоставляются законные льготы на уплату таможенных платежей, при осуществлении ими приоритетных инвест-проектов (чья цена от 1 млрд. рублей в совокупности). Также льготы по налогообложению вправе устанавливать местные органы власти при реализации совместных проектов.
Необходимо сказать, что, согласно законодательству об иностранных инвестициях в Российской Федерации: ФЗ-160, ФЗ-57, и нормам ГК РФ, приток капитала из-за рубежа ограничивается в отраслях, связанных с национальными богатствами РФ (леса, промысел рыбы и т. д.), инфраструктуре (энергосети, дороги), телекоммуникациях, а согласно 57–ФЗ О порядке осуществления иностранных инвестиций, установлено 45 видов деятельности, носящих cтратегический характер, куда ограничен доступ иностранному капиталу.
Практика аналогичных ограничений распространена повсеместно в международной инвестиционной деятельности и продиктована, прежде всего, соображениями государственного суверенитета и безопасности.
Новый закон об иностранных инвестициях
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Об иностранных инвестициях в Российской Федерации
(с изменениями на 2 июля 2021 года)
(редакция, действующая с 24 августа 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Российская газета, N 53, 26.03.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);
Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ (Российская газета, N 252, 16.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);
Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 117-ФЗ (Российская газета, N 162, 27.07.2005) (вступил в силу с 1 января 2006 года);
Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 322-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.11.2011);
Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 12-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2014);
Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 106-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.05.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 106-ФЗ);
Федеральным законом от 1 мая 2017 года N 97-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2017, N 0001201705010005);
Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 165-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190006);
Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.06.2018, N 0001201806010001);
Федеральным законом от 24 февраля 2021 года N 27-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.02.2021, N 0001202102240008);
Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020061) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ).
Принят
Государственной Думой
25 июня 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
2 июля 1999 года
Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, и на отношения, определяющие порядок создания и прекращения деятельности на территории Российской Федерации представительств иностранных банков и иных иностранных кредитных организаций (за исключением отношений, регулируемых положениями пунктов 8 и 9 статьи 21 настоящего Федерального закона), филиалов иностранных страховых организаций (за исключением отношений, регулируемых положениями пунктов 8-10 статьи 21 настоящего Федерального закона), которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 мая 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 12-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 106-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 августа 2021 года Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
Настоящий Федеральный закон также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Действие статей 7 и 16 настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности резидентами особой экономической зоны (абзац дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2006 года Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 75-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранной организации, не являющейся юридическим лицом и находящейся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;
реинвестирование — осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;
совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
контролируемое лицо — иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица — контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:
(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)
контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;
(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)
контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;
(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)
контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;
(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)
контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом;
(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)
контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.
(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)
Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
1. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
2. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 4. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями
1. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
2. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.
3. Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 106-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
4. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
5. Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.
6. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.
Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.
Статья 5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации
1. Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
2. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.
Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном статьями 9-12 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 7 мая 2008 года Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 322-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Для целей применения настоящей статьи иностранными инвесторами признаются также граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство, и находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации. При этом для определения факта наличия контроля иностранных инвесторов над такими организациями применяются положения пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
(Часть дополнительно включена с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 165-ФЗ)
Источник http://bepic-company.ru/investitsii/zakonodatelstvo-ob-inostrannyh-investitsiyah.html
Источник http://tv-bis.ru/investitsionnoe-pravo/151-fz-ob-inostrannyih-investitsiyah-v-rossiyskoy-federatsii.html
Источник http://docs.cntd.ru/document/901738493
Источник