Правовой режим и регулирование иностранных инвестиций: федеральный закон — ФИНАНСЫ
Оглавление
Правовой режим и регулирование иностранных инвестиций: федеральный закон
Одним из наиболее значимых факторов (если не самым важным), влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.
По заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест.
Для развития экономики любого государства, иностранные инвестиции приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами. Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.
Законодательное урегулирование зарубежного инвестирования
Законодательная база и актуальная правовая доктрина в России подразумевает регулировку иностранных инвестиций и на межгосударственном, и на внутригосударственном уровне.
Учитывая главные положения действующей Конституции, высшую юридическую силу имеют имплементированные международные акты. Следовательно, обзор законодательной базы логично начинать именно с международных соглашений и конвенций.
Наибольшую практическую ценность для иностранных инвесторов в Российской Федерации содержат две конвенции — Сеульская (или МИГА), участницей таковой Россия является с 1992 года, а также Вашингтонская, которая подписана представителями от Российской Федерации, но до сих пор не является ратифицированной. Помимо этих двух основополагающих конвенций, существует огромное множество межправительственных соглашений и актов, которые направлены на двустороннее управление иностранных инвестиций как в России, так и в другом государстве, некое и является второй стороной соглашения.
Вашингтонская конвенция была создана для обеспечения защиты частных инвесторов от государства-реципиента (того, в законодательном поле которого производится инвестирование). Сама конвенция предполагает подсудность инвестиционных споров не внутреннему законодательству страны, не национальным судам, а особому созданному международному органу, который был создан под управлением МБРР. Конвенцию в РФ подписали в 1993 году, но на сегодняшний день не ратифицирована. Данная конвенция является своеобразной гарантией для инвесторов, которая обеспечивает беспристрастное, незаангажированное и всестороннее рассмотрение инвестиционного спора в случае возникновения такового.
Сеульская конвенция была создана для того, чтобы защитить частных инвесторов от возможных некоммерческих рисков (в частности, политических). Благодаря данной конвенции была создана специальная международная организация, которая занимается страхованием возможных рисков при инвестировании (Международное агентство гарантии инвестиций). Гарантии дают в тех случаях, если будет доказана обоснованность и коммерческая целесообразность капиталовложения. Агентство предусматривает покрытие нескольких видов рисков, среди которых — гражданские беспорядки, военные действия, экспроприация или подобные тому ситуации. Состоянием на 2013 год, в мире насчитывается более 170 стран-участниц Сеульской конвенции.
В СНГ было принято соглашение, выступающее гарантией инвестиций. В 1997 году в Москве была подписана Конвенция о защите прав инвестора.
Не будем углубляться в отдельные подробности законодательства, а только отметим, что суть конвенции — объединение в себе общих принципов двух вышеперечисленных конвенций с учетом законодательства стран СНГ. Отметим, что с 2007 года РФ не является страной-участницей данной конвенции ввиду того, что все существующие правоотношения с иностранными инвесторами регулируются в порядке двусторонних соглашений с каждым отдельным государством.
В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами. Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений. Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.
Законодательная база РФ по иностранным инвестициям
Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности», а также ФЗ «Об иностранных инвестициях», которые были приняты в 1999 году.
Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.
Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.
Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно — необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.
Правовые гарантии для зарубежных инвесторов в РФ
Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:
- Возможность использования разных форм осуществления инвестирования на территории государства. Под данным определением понимаются любые формы, которые прямо не запрещены действующим законодательством.
- Возможность перехода комплекса прав и обязанностей от одного субъекта к другому. При условии следования положениям, закрепленных в договоре, иностранный инвестор вправе использовать уступку права требования (цессию) или перевести существующий собственный долг. Также возможно выполнение данных действий по решению национального суда или в соответствии с другими условиями, закрепленными гражданским законодательством.
- Возможность компенсации имущества или его стоимости в случае национализации или реквизиции. Законодателем закрепляется невозможность принудительно изъять имущество у иностранного инвестора, кроме тех пунктов, которые прямо предусмотрены законодательством.
- Гарантии от негативных изменений в действующем законодательстве для частного инвестора. Реализация инвестиционного проекта возможна только в случае стабильности всех существенных условий. В законе закреплены положения, которые дают право иностранному инвестору пользоваться благоприятным законодательством в течение всего срока окупаемости проекта капиталовложения (в течение 7 лет). Другими словами, инвестор в течение семи лет может не беспокоиться о том, что новое законодательство разрушит инвестиционный проект.
- Возможность использования полученных доходов на территории государства, а также возможность перевода денежных сумм за пределы государства. Ст. 11 обозначенного закона предусматривает возможность вывода всех возможных денежных сумм, а также возможность их оборота внутри страны для дальнейшего реинвестирования.
- Возможность вывоза за пределы государства не только денежных средств, но также собственных разработок, документации, а также возможной информации на любом носителе учитывая первоначальный ввоз данной информации в качестве инвестиционного объекта.
- Возможность покупки различных бумаг и акций. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг.
- Возможность иностранного инвестора совершать приватизацию имущества. Инвестор может выкупать акции и права на владения государственной собственности, путем покупки долей (пропорциональных вкладов) в уставном капитале.
- Возможность приобретения любого недвижимого имущества. Инвестор может приобрести любую недвижимость, которую считает необходимой и нужной для себя.
Вывод: на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций. Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.
Законодательство, инвестиционная деятельность и иностранные инвесторы.
Из чего состоит инвестиционный вычет, его суть и типы.
Иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции (ИИ) — это вложение активов, сделанные зарубежными инвесторами на территории России. Для любого государства привлечение таких инвесторов является важной необходимостью, которая обусловлена ролью конкретной страны в международной экономике.
Правовые аспекты
Правовой режим иностранных инвестиций в России регулируется тремя видами документов: Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ об иностранных инвестициях, законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ и международными договорам, которых сейчас более 70-ти, и другими нормативно-правовыми актами.
При вложении средств в офшоры требуется повышенное внимание. В России это остров Русский, расположенный в Приморье, и остров Октябрьский в Калининградской области. Здесь действует Закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ о специальных административных районах.
Эксперты юридической группы считают, что в основе партнерства с зарубежным инвесторами лежит еще один нормативный акт. Это Закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ о стратегических инвестициях. Он определяет некоторые ограничения для договоров на партнёрство в сфере вооружения, оборота радиоактивных и ядовитых материалов, космических технологий и авиации, разработке недр.
Цели и объекты вложений
Цель вложений ИИ в производственный сектор, интеллектуальную сферу и в иные направления экономики – получение дохода. С этой точки зрения среди наиболее востребованных объектов могут быть:
- имущественное право на собственность;
- научно-технический сектор;
- нематериальные ценности;
- основные фонды;
- оборотные средства;
- услуги и информация;
- ценные бумаги;
- целевые вклады валюты.
Большой приток активов от иностранных инвесторов выступает катализатором для развития выбранной для вложений отрасли экономики.
Происходит оптимизация работы предприятий, растет производственная эффективность. Материальные, интеллектуальные и человеческие ресурсы аккумулируются и остаются внутри страны.
Побочным эффектом выступает развитие социальной сферы, которая связана с сектором народного хозяйства. Результатом применения такого финансового механизма становится интенсивное стимулирование внешнеэкономических и культурных связей.
Формы вливания активов
Инвестировать в экономику страны принято двумя способами. Первый из них ‒ это прямые, второй ‒ портфельные инвестиции.
В первом случае происходит вложения средств в конкретный проект либо компанию. Их проводят несколькими путями:
- приобретением зарубежным инвестором не менее 10% от доли уставного капитала;
- вкладом в основные фонды при создании филиала иностранного юр. лица в России;
- осуществлением лизинга определенного оборудования, имеющего таможенную стоимость не менее 1 млн. рублей.
Именно такой способ стимулирования бизнеса дает наиболее значительные дивиденды в относительно краткосрочной перспективе.
Центробанк информирует: во внебанковском секторе прямые иностранные инвестиции в первом квартале 2020 составили $0,2 млрд. Аналогичный период прошлого года дал показатели в $10,3 млрд долларов.
Портфельные вложения проводят сразу по нескольким векторам, которые формируют общий пакет. Чаще всего это выглядит, как приобретение акций бренда, развивающего различные направления бизнеса.
Иностранные инвестиции в Россию: динамика развития в 2014-2020
Геополитические конфликты, стремительный обвал цен на нефть и пандемия COVID-19 не могли не сказаться на инвестиционном секторе. Быстрый отток зарубежных активов начался еще в 2014, на фоне активной фазы войны на Донбассе. Выведенные из реального сектора 180 млрд долларов в тот год составили почти 40% от общего объема прямых инвестиций.
Постепенный возврат зарубежных партнеров в Россию так и не смог обеспечить высокие «довоенные» показатели. В начале 2014 доля такого капитала составляла 410 млрд, а в 2019 – все еще всего 398 млрд.
С начала года зафиксировано падение инвестиций на 10%, это приведёт к падению импорта на 25%.
Пример – уход от партнерства с АвтоВАЗом супер гиганта Nissan, свернувшего в России производство автомобилей бренда Datsun.
В текущем году россияне предпочитают выводить активы из страны. За два квартала выведено почти 5 млрд долларов. В ТОПе – Кипр, куда инвестировано порядка 200 млрд, Нидерланды, где аккумулировано 47 млрд, и Австрия, куда ушло 26, 6 млрд долларов.
Заключение
Прямые иностранные инвестиции в Россию все еще остаются «горячей» темой. Реальное положение вещей станет очевидным не ранее второго полугодия 2020.
Иностранные инвестиции в РФ: правовое регулирование в 2021 году
Санкции, геополитика, девальвация национальной валюты – несмотря на все это, Россия продолжает наращивать инвестиционную привлекательность. В 2020 году в страну было привлечено более 23 млрд долларов, что, пожалуй, стало лучшим результатом за последние 4 года. Обеспечило это качественное законодательство и четкое правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ, исключающее дискриминацию.
Общая информация об иностранных инвестициях
Что вообще такое иностранные инвестиции? В этом качестве закон понимает капиталовложения иностранных инвесторов (иностранных компаний, некоммерческих организаций или иностранных граждан) в объекты предпринимательства, осуществляющие свою деятельность на российской территории. Род их деятельности особого значения не имеет.
Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями ФЗ № 160 от 09.07.1997 «Об иностранных инвестициях» (далее – ФЗ № 160). Согласно ст. 2 ФЗ № 160, иностранный капитал может иметь не только денежное выражение. Инвестициями также признаются:
- ценные бумаги;
- любое другое имущество и имущественные права;
- интеллектуальная собственность;
- услуги;
- информация, если она имеет денежную оценку.
Правовые основы инвестиционной деятельности иностранных инвесторов, согласно ст. 4 ФЗ № 160, гарантируют иностранным инвесторам национальный режим инвестирования. Это значит, что условия использования зарубежного капитала, за некоторыми исключениями, не могут быть хуже, чем условия для российского капитала. .
Формы осуществления иностранных инвестиций в России
Применяемый к зарубежному капиталу национальный режим, согласно ст. 6 ФЗ № 160, гарантирует вкладчикам право на использование любых форм капиталовложений в российские предприятия, если они не ограничены законом. Это позволяет иностранцам и подконтрольным им организациям использовать все инвестиционные инструменты, действующие на территории России.
Такое право выбора дает возможность максимально оптимизировать капитал, при необходимости выбрать подходящий налоговый режим и войти на рынок без использования посредников. Традиционно принято различать три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:
- создание компаний с иностранными капиталовложениями;
- открытие представительств зарубежных юридических лиц на территории России;
- договорные формы инвестиционной деятельности.
Каждая из них по понятным причинам в корне отличается от других. Отличия касаются не только сути хозяйственной деятельности, которой планирует заниматься инвестор, разнятся в том числе и источники регулирования иностранных инвестиций: применению подлежат разные нормативные акты. По мере возможности мы рассмотрим особенности каждой из них подробнее.
Компании с иностранным капиталом
Коммерческие организации с иностранным капиталом действуют в России в форме хозяйственных обществ и товариществ, регулируемых положениями Гражданского кодекса. Предусмотренное ст. 4 ФЗ № 160 правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями различает два варианта приобретения компанией статуса предприятия с зарубежным капиталом:
- путем приобретения иностранным инвестором акций, паёв или иных долей участия в российских коммерческих организациях, в том числе приобретение 100% долей;
- путем учреждения коммерческой организации с привлечением иностранного капитала непосредственно в уставные фонды общества или товарищества.
Важное условие признания организации таковой, в которой участвуют иностранные инвесторы – это приобретение такими инвесторами доли в уставном капитале размером не менее 10%. Такое вложение носит название прямой инвестиции.
Несмотря на присутствие зарубежного капитала, регистрация таких предприятий осуществляется по общим правилам ФЗ № 129 от 08.08.2001 с особенностями, предусмотренными другими законами.
Открытие представительства или филиала
Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ № 160, одна из допустимых правовых форм осуществления ИИ в России – это открытие филиала или представительства иностранной компании. Согласно ст. 55 ГК, таковыми являются подразделения иностранной предприятия, которые представляют ее интересы (представительство) или осуществляют и другие ее функции, в том числе ведут хозяйственную деятельность (филиалы).
Работа таких подразделений на территории РФ допустима лишь с момента их аккредитации, которую, согласно ст. 21 ФЗ № 160, осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС).
Процедура создания подразделения включает в себя такие этапы:
- Принятие иностранной компанией решения об открытии подразделения в РФ.
- Согласование с Торгово-промышленной палатой численности иностранных работников подразделения.
- Подача документов на получение аккредитации в ФНС в течение 12 месяцев после принятия решения.
- Принятие решения об аккредитации в течение 25 рабочих дней.
- При необходимости – обжалование отказа в аккредитации в суде.
- Внесение сведений в реестр аккредитованных подразделений.
Инвестиционное сотрудничество на договорной основе
ФЗ № 39 от 25.02.1999 «Об инвестициях, осуществляемых в форме капитальных вложений» – еще один нормативный акт, которым регулируются отношения в области иностранных инвестиций. Согласно ст. 8 ФЗ № 39, отношения между субъектами инвестиционной деятельности могут регулироваться на договорной основе.
Международное законодательство предусматривает огромный спектр форм и видов договоров, по которым российские и иностранные компании могут сотрудничать. Однако чтобы такое партнерство имело инвестиционный характер, заключенные сделки должны иметь ряд признаков, в том числе:
- носить долгосрочный характер. Срок договора должен составлять минимум несколько лет – от начала финансирования до момента компенсации инвестиционных затрат;
- характеризоваться инвестиционными рисками. Инвестор всегда несет риск невозврата вложенных средств;
- иметь целевой характер. Сторона, получившая инвестиции, обязана использовать их строго по целевому назначению, контроль над которым есть у иностранного инвестора;
- иметь коммерческий характер. Конечный результат любого инвестиционного контракта – получение прибыли.
Учитывая эти особенности, привлечение иностранных инвестиций может осуществляться российскими компаниями на основании различных договоров, в том числе:
- договор лизинга;
- договор строительного подряда;
- договор коммерческой концессии;
- соглашение о разделе продукции;
- договор финансовой аренды;
- договор займа и другие договоры, предусмотренные гражданским законодательством.
Особенностью такой инвестиционной деятельности является то, что во львиной доле заключенных договоров получателем капиталовложений является государство. Как правило, это касается таких сфер, как добыча полезных ископаемых, инвестиции в недвижимость, развитие транспортной инфраструктуры, производственные отрасли в особых экономических зонах и так далее.
Принципы правового регулирования ИИ
В основе любой инвестиционной деятельности лежит правовое регулирование этой самой деятельности. Применительно к российским реалиям такое правовое регулирование подчиняется трем главным принципам:
- Основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является российское законодательство. Деятельность иностранных инвесторов обязательно должна подчиняться российским законам.
- Для ИИ гарантируется национальный правовой режим. Зарубежный капитал пользуется теми же правами и привилегиями, что и национальные компании, за исключением некоторых допустимых законом изъятий.
- Верховенство международного нормативно-правовых актов. Российское законодательство обязано соблюдать особенности инвестирования, предусмотренные заключенными ей международными договорами.
Принцип национального законодательства
Национальное законодательство лежит в основе правового регулирования инвестиций в любой стране, и Российская Федерация не исключение. Под ним следует понимать ряд законов, регулирующих не только порядок осуществления инвестиций: внутреннее право охватывает весь комплекс взаимоотношений с инвестором, в том числе и трудовую деятельность иностранных работников, осуществление валютных операций, особенности договорных отношений, меры ответственности и так далее.
Формы и методы регулирования ИИ национальным законодательством определяются политическими условиями, стабильностью экономики, уровнем социального развития и прочими факторами.
Несмотря на переход к рыночной экономике, российское национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на предметных федеральных законах, например, ФЗ № 160 и ФЗ № 39.
В развитых же странах с рыночной экономикой приоритетным считается общее законодательство, одновременно применяемое и к внутренним, и к зарубежным инвесторам. В РФ общее законодательство применяется в той мере, в которой это допустимо предметными нормами.
Принцип равной защиты прав
Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации гарантирует защиту интересов каждого инвестора, независимо от гражданской принадлежности, страны происхождения капитала и формы его деятельности. Такой принцип равноправия продиктован в том числе и национальным правовым режимом, по которому коммерческие предприятия с иностранным капиталом действуют в условиях, не менее благоприятных, чем российские компании.
Гарантии такой защиты распространяются на ИИ в части неэкономических факторов – то есть защита от административного давления, недобросовестной конкуренции, несправедливого применения законодательства и так далее. От экономических рисков защита иностранным инвесторам не предоставляется.
Принцип верховенства международного законодательства
Наряду с отечественными законами, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется и международным законодательством. Точнее, отечественное законодательство признает международные нормы правилами высшей силы, принимая их и в полной мере не противореча им. Это обеспечивает иностранным инвестициям международную защиту от посягательств и ущемлений, стимулируя валютные движения и межгосударственную инвестиционную деятельность.
Созданная на базе международного законодательства многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций включает в себя действие межгосударственных конвенций и договоров, агентств по гарантиям и страхованиям вкладов, собственных судебных органов и так далее.
Несмотря на приоритет национального законодательства, оно должно учитывать требования международных норм, что выступает еще одной гарантией для ИИ в России.
Конвенция по решению инвестиционных споров
Вашингтонская конвенция по разрешению инвестиционных споров от 1965 года, пожалуй, первое и главное достижение международно-правовых институтов в части защиты прямых инвестиций. Главная цель этой Конвенции – создание международного органа, который призван разрешать инвестиционные споры, когда национальные органы конкретного государства не способны рассматривать конкретные споры или рассматривают их необъективно.
Членами Конвенции являются 162 государства. Россия присоединилась к Конвенции еще с 1992 года, но так и не ратифицировала ее, что отчасти препятствует реализации принятых договоренностей со стороны РФ.
Таким урегулирования инвестиционный споров стал МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes), которому в соответствии с Конвенцией предписана роль арбитра. Им рассматриваются споры страны и граждан стран-членов конвенции при условии, что обе стороны спора дали письменное согласие на рассмотрение такого спора в МЦУИС, и подали в Центр запрос.
При этом Конвенция предусматривает лишь два пути разрешения возникшего вопроса: примирение сторон либо арбитражное производство. Участие в арбитраже является добровольным и платным – один только первый авансовый платеж на каждую из сторон составляет 100-150 тыс. долларов.
Конвенция о страховании инвестиций
Вторым международным документом, имеющим огромное значение наряду с Вашингтонской конвенцией, является Сеульская конвенция от 1985 года. Ее принятие было вызвано поисками новых способов защиты прав ИИ, и таким способом стало страхование инвестиций.
По результатам переговоров договаривающиеся страны приняли решение создать Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство (Multilateral Investment Guarantee Agency, МИГА). Цель его создания – страхование инвестиций от политических рисков и других неэкономических рисков при направлении капиталовложений в развивающиеся страны, в том числе страхование:
- от неспособности инвестора конвертировать полученные компенсации в твердую валюту;
- от рисков, связанных с экспроприацией;
- от рисков, связанных с войной, терроризмом и гражданскими беспорядками;
- от нарушения инвестиционных контрактов со стороны реципиентов;
- от неспособности реципиента исполнить взятые финансовые обязательства.
Претендовать на гарантии может частный капитал, принадлежащий лицам, не зарегистрированным в стране, в которую направлены инвестиции. Срок гарантий – от 3 до 20 лет.
Договоры между странами СНГ
В рамках регионального инвестиционного сотрудничества Россия подписала множество международных договоров с соседними странами, в том числе странами СНГ.
Первым таким документов было Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 года, которым были определены основные льготы и гарантии для инвесторов из стран содружества. В частности, капитал из СНГ пользуется безусловной защитой по месту инвестирования, не может быть национализирован, ему гарантируется беспрепятственный вывод в страну происхождения и так далее.
Следующим этапом стала Конвенция СНГ о защите прав инвесторов от 1997 года. Одной из его основ стало обязательное применение к ИИ национального правового режима. Однако в связи с принятием соответствующего национального законодательства РФ отказалась от подписания этого документа.
Вскоре неэффективность СНГ стала очевидной, что потребовало разработки новых форм сотрудничества между соседними государствами. Одной из них можно считать Договор об ЕАЭС. Он позволил иностранным инвесторам самостоятельно выбирать правовой режим, гарантировал им репатриацию капиталовложений и компенсацию в случае, если инвестиции будут утрачены в силу гражданских беспорядков, чрезвычайных ситуаций, революций и иных подобных ситуаций.
Меры правового регулирования ИИ
Как уже сказано, ст. 4 ФЗ № 160 устанавливает национальный правовой режим для ИИ: условия инвестиционной деятельности для иностранцев не могут быть менее благоприятными, чем для россиян. То есть по общему правилу государство уравнивает иностранных и зарубежных инвесторов в правах и возможностях при капиталовложениях.
В то же время закон не исключает, что могут быть применены специальные меры регулирования в области иностранных инвестиций, в том числе ограничительные или стимулирующие изъятия из национального режима:
- ограничительные изъятия. Речь идет об ограничениях для инвесторов, обусловленных защитой национальной безопасности, конституционного строя, здоровья граждан и так далее. Например, законом иностранным гражданам запрещено владеть землей на приграничных территориях, в границах морских портов, запрещено учреждать СМИ, ограничено их участие в стратегически важных отраслях экономики;
- стимулирующие изъятия. Наряду с ограничениями, закон позволяет предусматривать для ИИ стимулирующие льготы. Например, если бы для зарубежного капитала был бы установлен режим наибольшего благоприятствования, государственные субсидии, льготное налогообложение.
Правовые гарантии инвестиционной деятельности в РФ
Кроме того, одной из мер регулирования можно считать правовые гарантии от государства. В соответствии со ст. 15 ФЗ № 39, ст. ст. 6-15 ФЗ № 160, государственное гарантирование иностранных инвестиций включает в себя:
- равноправие инвесторов при осуществлении ИИ и их правовая защита;
- возможность обжаловать в суде действия государственных органов и получить возмещение убытков, нанесенных такими действиями;
- право на компенсацию в случае национализации или реквизиции капиталовложений;
- защиту от неблагоприятных изменений в законодательстве на протяжении срока окупаемости, но не более 7 лет (для предприятий с долей иностранного капитала свыше 25% и приоритетных инвестиционных проектов);
- гарантию надлежащего разрешения инвестиционного спора;
- возможность перехода прав иностранного инвестора другому лицу;
- право беспрепятственной репатриации инвестиционного капитала;
- возможность получения региональных и муниципальных льгот;
- право на участие в приватизации.
Государственные органы по контролю над ИИ
В соответствии с постановлением Правительства № 510 от 06.07.2008, функции контроля над осуществлением иностранных инвестиций возложены на Федеральную антимонопольную службу. Параллельно этим же документом создана правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
Ее функции – это осуществление контроля над ИИ, совершаемыми в стратегические для России предприятия. В частности, такая комиссия:
- предварительно согласовывает возможность подписания договоров, по которым стратегически важные предприятия перейдут под контроль иностранцев или зарубежных юридических лиц;
- выдает разрешения на заключение таких сделок;
- отказывает в заключении таких сделок.
Главой комиссии считается премьер-министр, он же утверждает остальных ее членов. Решения по результатам слушаний принимаются большинством.
Допуск ИИ в стратегически важные виды деятельности
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 160, одним из явных ограничительных изъятий для ИИ является возможность осуществления капиталовложений в предприятия, действующие в стратегически важных для РФ отраслях, лишь с предварительного разрешения вышеуказанной Комиссии.
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 57 от 29.04.2008, такими стратегическими отраслями считаются виды деятельности, связанные с эксплуатацией радиоактивных материалов, атомной энергии, с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, распространением и использованием шифровального оборудования, влиянием на гидрометеорологические процессы, разработкой и распространением военной техники, оружия, обеспечением авиационной безопасности, космической деятельностью. Всего перечень видов деятельности включает 46 пунктов.
Решение в отношении инвестора принимается по его предварительной заявке в течение 3 месяцев.
Проблемные секторы правового регулирования ИИ
Несмотря на растущие темпы привлечения капитала из-за рубежа, уровень правового регулирования по-прежнему характеризуется большим количеством проблемных моментов. К ним, в том числе можно отнести:
- отсутствие государственных органов, ответственных за обеспечение гарантий для инвесторов, защиту их прав и интересов, предоставление консультативной помощи;
- отсутствие действенных инструментов защиты иностранного капитала от давления со стороны чиновников;
- отсутствие конкретики в части государственных гарантий, в том числе в части реализации этих гарантий;
- ограничения, введенные для регионов и муниципалитетов федеральным законодательством в части внедрения программ для привлечения иностранных инвесторов (ограничены пределами своей компетенции).
Заключение
Иностранные инвестиции являются важной составляющей национальной экономики. Для их привлечения РФ разработала и внедрила предметное законодательство. Оно не только учитывает международные нормы, но и гарантирует иностранному капиталу национальный правовой режим, защиту прав и интересов, возможность свободной передачи прав на капитал и его репатриации.
Закон позволяет зарубежным предприятиям и частным лицам вкладывать средства в любых допустимых формах, в том числе приобретая российские компании, открывая филиалы и представительства либо заключая договоры на инвестирование.
Федеральный закон об инвестициях. Федеральные законы об инвестициях
На сегодняшний день основу инвестиционного законодательства нашей страны составляет Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013) (далее Федеральный закон №39-ФЗ). Данный закон утверждает основные понятия инвестиционной деятельности такие как: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный проект, срок окупаемости инвестиционного проекта и пр. (ст. 1), объекты капитальных вложений (ст. 2), субъекты инвестиционной деятельности (ст. 3).
Также Федеральный закон №39-ФЗ устанавливает формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (ст. 11). Отдельная глава Федерального закона №39-ФЗ посвящена регулированию инвестиционной деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления.
Как и многие законодательные акты РФ, разработанные в переходный период, Федеральный закон об инвестиционной деятельности, содержит, по мнению аналитиков, ряд пробелов. Так, В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционной деятельностью в соответствии с той же статьей является вложение средств и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Основным недостатком приведенных определений является то, что они не содержат четких критериев инвестиций и позволяют, таким образом, считать инвестором любое лицо, которое направляет имеющие определенную стоимость («денежную оценку») средства на достижение «полезного эффекта». Иными словами, в качестве такового лица может рассматриваться любой предприниматель или даже субъект, не преследующий цели извлечения прибыли, на что обращается внимание в литературе. Неопределенность юридической терминологии не идет на пользу практике применения законодательства, поскольку вынуждает при принятии нового правового акта создавать специально для его целей самостоятельное понятие инвестиций или эквивалентное ему по смыслу .
Федеральный закон №39-ФЗ дополняют ряд нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в отдельных отраслях экономики нашей страны. Например, Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи» (ст. 28. «Инвестиционная деятельность в области почтовой связи»), Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (глава 5. Ст. 29. «Инвестиционная политика государства в электроэнергетике»).
Другим важным нормативным актом, регулирующим инвестиционную деятельность на территории РФ, является Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» . Данный Федеральный закон содержит основные положения, касающиеся ведения инвестиционной деятельности иностранными компаниями в России. Федеральный закон №160-ФЗ впервые в России выделяет особый вид иностранных инвестиций — прямая иностранная инвестиция.
Отдельного законодательного регулирования требует инвестиционная деятельность на рынке ценных бумаг в силу своей специфики. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» содержит базовые положения, на которых основано ведение инвестиционной деятельности в данной сфере.
В 2001 году был принят еще один нормативный акт, касающийся инвестиционной деятельности на территории РФ, — Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» . Этот закон вводит понятие инвестиционного фонда и акционерного инвестиционного фонда. В дополнение к данному Федеральному закону было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. №253 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов».
Кроме того, существует и региональное законодательство, направленное на регулирование инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ. Например, Закона Республики Башкортостан от 13 ноября 1991 года №ВС-9/72 «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» и другие аналогичные законы субъектов РФ (республик, краев, областей).
Сегодня присутствует определенная проблема согласованности понятийного состава всей совокупности инвестиционного законодательства РФ. Например, инвестиции в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности» определяются как объекты гражданских прав, вкладываемые в процессе инвестиционной деятельности в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности для получения прибыли или достижения иного положительного эффекта. Инвестиционная деятельность определена как вложение инвестиций и совокупность действий по реализации инвестиций.
В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях» инвестиции определяются как само вложение объектов гражданских прав, принадлежащих иностранным инвесторам, не изъятых и не ограниченных в обороте в Российской Федерации, в объекты предпринимательской деятельности. Понятие инвестиционной деятельности не определяется, поскольку сама инвестиция определена как деятельность .
Инвестиционная деятельность — это правильное вложение инвестиций и осуществление ряда задач для получения прибыли/ Полученные денежные средства можно потратить или воспользоваться специальной банковской ячейкой для хранения. Инвестирование денежных средств вовлекается в оборот. Процедура осуществляется напрямую или косвенно.
Под понятием «инвестиции» понимается передача собственного капитала для получения в дальнейшем прибыли. В современной экономике этот термин занимает немаловажную роль. В отличие от кредитов, инвестиции подразумевают риски для инвестора. Кредит возвращается в определенные сроки, прописанные в кредитном договоре. Фактор прибыльности проекта особой роли не играет. Инвестиции можно вернуть или получить дополнительную прибыль, если они были вложены только в прибыльные проекты. Если проект претерпел неудачу, то инвестиции могут быть утрачены частично или целиком.
Настоящий Федеральный закон содержит экономические аспекты инвестиционной деятельности. Определяет правила и особенности при вложении денежных средств на территории Российской Федерации. Дополнительно описывает гарантии, которые приравниваются к защите интересов, прав и имущества субъектов инвестиционной деятельности. Он был принят Государственной Думой 15 июля 1998 года, а одобрен Советом Федерации спустя два дня того же года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года.
Краткое содержание Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»:
- Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
- Глава 2 — Определяет экономические и правовые основы инвестиционной деятельности;
- Глава 3 — Рассказывает о возможности государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- Глава 4 — Обеспечивает государственными гарантиями субъектов инвестиционной деятельности и защищает капитальные вложения;
- Глава 5 — Определяет основы регулирования инвестиционной деятельности;
- Глава 6 — Описывает заключительные положения.
Последние изменения
Как уже говорилось выше, последние изменения закона были внесены 3 июля 2016 года. В статье 11 был дополнен абзац 11. Статья определяет формы и методы регулирования инвестиционной деятельности. Абзац 11 определяет один из методов регулирования инвестиционной деятельности. Он заключается в составлении и реализации государственной политики в сфере проектирования и строительства.
Также следует отметить, что при последней редакции пункт 3 статьи 14 был исключен.
Ниже рассмотрены статьи, в которых не были внесены изменения, но они содержат важную информацию.
Статья 5
В ст 5 описывается деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Отношения с иностранными инвесторами регулируются международными договорами РФ, ГК РФ, настоящим ФЗ и иными федеральными законами. Иногда международный договор содержит правила, которые отличаются от содержания настоящего Федерального закона. В таком случае используются правила, предусмотренные международным договором.
Статья 7
В ст 7 настоящего закона перечислены обязанности, которые должны быть исполнены субъектами инвестиционной деятельности. Они обязаны:
- Вести инвестиционную деятельность, базируясь на содержание международных договоров РФ и других актов закона;
- Исполнять условия, которые предъявляются должностными лицамигосударственных органов. Условия не должны противоречить нормам закона РФ;
- Использовать денежные средства для инвестиции по целевому назначению.
Статья 16
Ст 16 действующего закона описывает методы защиты капитальных вложений.
Капитальные вложения могут быть:
- Национализированы при условии равноценного и предварительного возмещения убытков государством, которые были причинены субъектами инвестиционной деятельности;
- Реквизированы по решению государственных органов в ситуациях, которые определяются Гражданским кодексом РФ.
Статья 17
В ст 17 определяется ответственность субъектов инвестиционной деятельности в случае нарушения закона.
Если предусмотренные в законе условия нарушаются (условия договора и государственного контракта), то субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законом Российской Федерации.
Споры по инвестиционной деятельности могут быть решены в установленным в настоящем законе порядке.
Статья 18
В ст 18 настоящего закона определяется порядок приостановления инвестиционной деятельности в случае использования капитальных вложений. Используется порядок, который устанавливается законодательством Российской Федерации. Он определяется законодательством РФ, государственными контрактами и заключенными договорами.
Куда можно инвестировать по закону в РФ?
Инвестировать денежные средства можно в различные области.
Наиболее популярные из них:
- Бизнес;
- Банк;
- Инвестиции в ПИФы;
- Покупка недвижимости.
Бизнес
Инвестиционной целью согласно ФЗ-39 может стать малый бизнес. Он приносит невысокий уровень дополнительного заработка, однако стабильный. Минимальный уровень вложений — 100 тысяч рублей.
Банк
Банковские вклады — достойный вариант. Он распространен среди россиян. Некоторые привыкли пополнять вклады после получения заработной платы. Вклады формируют привычку откладывания денежных средств и гарантируют правильное использование финансов.
Инвестиции в ПИФы
Оптимальное вложение денежных средств доступно при сотрудничестве с паевыми инвестиционными фондами. Денежные средства передаются только в специализированные организации. Это позволяет избавиться от значимых рисков при вложении денежного капитала.
Покупка недвижимости
Личная недвижимость — беспроигрышный вариант для многих россиян. В XXI веке этот метод инвестирования по-прежнему остается стабильным. Учитывается также, что ввод в эксплуатацию квартир в новостройках подразумевает подорожание их стоимости на 20-30%.
Скачать
В настоящем Федеральном законе определяются субъекты инвестиционной деятельности. Таковыми могут быть:
- Заказчики;
- Инвесторы;
- Подрядчики;
- Пользователи объектов капитальных вложений и иные лица.
Инвесторы вкладывают денежные средства на территории Российской Федерации, базируясь на положения закона Российской Федерации. В качестве инвесторов выступают юридические и физические лица.
Заказчики — это физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Они не вмешиваются в другую предпринимательскую работу субъектов инвестиционной деятельности. Если заказчик не является инвестором, он имеет право пользоваться, владеть и распоряжаться капитальными вложениями определенное время и в пределах собственных полномочий.
Чтобы скачать последнюю редакцию Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с внесенными поправками, перейдите по .
Инвестирование считается сложным и многогранным явлением в экономике рыночного типа. Здесь взаимодействует огромное количество участников, среди которых можно выделить частные лица (резиденты, нерезиденты), предприятия, организации и государство.
В инвестиционной деятельности каждый участник преследует определённые цели, однако главной целью инвестирования считается приумножения капитала, выраженного в денежной форме.
В процессе инвестирования часто возникают определённые противоречия, особенно в том случае, когда инвесторы не могут сойтись на одном варианте в решении тех или иных вопросов. Именно по этой причине бизнес-деятельность нуждается в тщательно разработанной законодательной базе, которая позволила бы осуществлять менеджмент инвестиционных процессах в рамках правового поля.
В любой стране экономические отношение в сфере инвестирования должны быть упорядоченными. Помимо этого, возможности и ответственность всех участников инвестиционного процесса должны быть чётко сформулированными. Именно по этим причинам государство ставит перед собой задачу формирования качественной и применяемой законодательной базы.
Инвестиционное законодательство представляет собой систему законов, которые направлены на регулирование того или иного аспекта инвестирования. К примеру, это может быть закон, целью которого является регламентирование инвестиционной деятельности, возникшей между представителями разных стран. Если в государстве развита деятельность инвестиционных институтов, это становится необходимостью для разработки регулирующего процессы и взаимоотношения закона.
Инвестиционная деятельность
В Российской Федерации существует система законов, охватывающая аспекты экономических отношений, возникших при совершении инвестиционных операций. Примером этому является ФЗ 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот закон вступил в силу семнадцать лет назад, и с тех пор в него было внесено двенадцать поправок.
Главными задачами создания такого закона стали:
определение юридических и экономических аспектов инвестирования, осуществляемого в форме капитальных вложений;
способствование защите прав, активов и предоставление гарантий всем участникам инвестиционного процесса.
Закон состоит из пяти статей, которые освещают все аспекты инвестирования в форме капитальных вложений. В первой статье поданы базовые понятия, связанные с инвестированием.
Вторая статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности[…]» представляет информацию о сфере распространения закона и о том, на какие операции он не распространяется.
Третья статья даёт чёткую информацию о том, кого можно отнести к объектам инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями. Также освещается информация о том, в каких случаях капитальное инвестирование считается запрещённой операцией.
Классификация субъектов инвестирования подана в четвёртом разделе. Здесь освещается информация о том, кого можно считать инвестором, заказчиком, подрядчиком и пользователем объектов капитальных инвестиций.
Пятая статья посвящена особенностям капитального инвестирования, осуществляемого нерезидентами.
Иностранные инвесторы
Следующий закон об инвестиционной деятельности применяется в экономических отношениях, возникших в результате осуществления инвестиционных операций зарубежными экономическими субъектами. ФЗ 160 «Об » действует на протяжении шестнадцати лет. Он создан с целью определения особенностей деятельности, осуществляемой в пределах России инвесторами-нерезидентами.
Закон выполняет следующие функции:
- способствует поступлению иностранного капитала в экономику России;
- способствует эффективному использованию инноваций и технологий, поступивших из зарубежья;
- предоставление гарантий нерезидентам, осуществляющим инвестиционные операции на территории Российской Федерации;
- способствование соблюдению норм международного инвестиционного права.
Закон об инвестициях в РФ, осуществляемых нерезидентами, не применяем в регулировании операций вкладывания капитала в развитие финансовых посредников и организаций, относящихся к гуманитарной сфере, зарегистрированных на территории России. Закон не применяется на деятельность субъектов, зарегистрированных на территории с особыми экономическими условиями.
Во второй статье разъясняются основные понятия, применяемые в инвестиционной деятельности, реализуемой иностранными экономическими субъектами.
В четвёртой статье Закона подаётся информация о правовом режиме работы зарубежных инвесторов и предприятий, финансируемых иностранными инвесторами. В статье прописаны особенности деятельности предприятий и их структурных подразделений, финансируемых за счёт средств зарубежных инвесторов. Также здесь определено понятие коммерческой организации с иностранным капиталом.
Согласно пятой статье Закона все иностранные инвесторы претендуют на получения гарантий защиты своего имущества и доходов от последствий негативных ситуаций. В шестой статье подаётся информация о гарантии иностранным инвесторам в сфере использования различных форм инвестирования.
Статьи с седьмого по десятый номер посвящены гарантированию иностранным инвесторам защиту прав и имущества в случае возникновения форс-мажорных ситуаций, возникших в результате:
- национализации предприятий, в которые вкладывается иностранный капитал;
- негативные изменения в конъюнктуре рынка;
- спорных ситуаций.
Статьи под номером одиннадцать и двенадцать регулируют денежные потоки, которые ассоциируются с инвестиционной деятельностью иностранных субъектов, а также их перемещение в пределах России или за рубеж.
Тринадцатая статья закона об инвестициях иностранных инвесторов регулирует операции приобретения ценных бумаг иностранным инвестором или организацией с иностранным капиталом. В четырнадцатой статье речь идёт о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам в операциях приватизации. В следующей, пятнадцатой, статье подана информация о правовом регулировании операций приобретения иностранным инвестором материальных активов.
В шестнадцатой и семнадцатой статье ФЗ об инвестициях, осуществляемых иностранными инвесторами, речь идёт о предоставлении льгот, касающихся таможенных платежей и льгот, предоставляемых другими экономическими субъектами РФ иностранным инвесторам.
В восемнадцатой статье расписаны особенности регулирования действий иностранных инвесторов в сфере конкуренции и соблюдении антимонопольного законодательства. В следующей статье закона речь идёт о страховании иностранным инвестором своего имущества на территории РФ.
Двадцатая статья призвана регулировать действия по созданию и ликвидации компаний с иностранными инвестициями. В следующей статье подана информация о правовом регулировании создания и ликвидации филиалов таких компаний.
Двадцать вторая статья закона подаёт информацию о требованиях касательно деятельности и оценки капитала филиала компании с иностранными инвестициями. В следующей статье освещаются особенности разработки и реализации политики государства в сфере инвестирования, осуществляемого нерезидентами.
В двадцать четвёртой статье определён федеральный орган, отвечающий за процедуру привлечения иностранного капитала в экономику РФ. Статьи от двадцать пятого по двадцать восьмой номер регулируют особенности применения и вступления в действие данного закона.
Социальное инвестирование
111 — ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» призван регулировать операции, осуществляемые в сфере формирования пенсионных накоплений и их возможного дальнейшего инвестирования. Закон состоит из сорока трёх статей, призванных определять особенности осуществления операций по накоплению и инвестированию пенсионных средств. Также закон содержит информацию об особенностях контроля операций по формированию пенсионных накоплений со стороны государственных органов и общества.
Фонды
156 ФЗ «Об инвестиционных фондах» призван регулировать экономические отношения, возникшие в сфере привлечения денег или других активов с помощью размещения акций и подписания договоров управления ними с целью их дальнейшего вложения в иные экономические объекты.
Подавая информацию об инвестиционных фондах, федеральный закон формирует понятие инвестиционного фонда. Согласно закону это комплекс имущества, принадлежащий акционерному обществу или юридическим (физическим) лицам. Управление имуществом фонда осуществляется в интересах инвесторов от лица управителя.
Закон «Об инвестиционных фондах» не регулирует отношения в сфере управления компаниями, не имеющих признаков инвестиционного фонда.
Закон состоит из четырнадцати глав, призванных регламентировать те или иные операции в сфере управления инвестиционными фондами.
Вторая глава ФЗ «Об инвестиционных фондах» содержит в себе статьи, регулирующие деятельность акционерного инвестиционного фонда и его руководства.
В третьей главе подана информация об особенностях деятельности, оценки имущества, заключения договоров и управления паевыми инвестиционными фондами.
В четвёртой главе закона содержаться статьи, регламентирующие операции с инвестиционными паями. В пятой главе подана информация об условиях окончания деятельности паевых инвестиционных фондов.
Шестая глава закона содержит основные требования к активам инвестиционных фондов. В следующей главе подана информация об особенностях оценки чистой стоимости активов фондов.
Восьмая глава регламентирует деятельность управляющих компаний. Следующая глава закона определяет проведение контроля над операциями с имуществом паевых и акционерных фондов.
Глава десятая закона, регулирующего деятельность инвестиционных фондов, определяет особенности формирование реестра лиц, владеющих инвестиционными паями. Следующая глава закона определяет особенности проведения аудита результатов деятельности акционерных фондов и управляющих компаний.
Двенадцатая глава подаёт информацию о публикации информации о деятельности инвестиционных фондов. Следующая глава определяет полномочия, которыми наделён Банк России и организации, характеризующиеся самоуправлением. Последняя глава определяет положения, представляющие заключительную часть закона.
Множество россиян на сегодняшний день получают дополнительный доход, кроме основного заработка, в области осуществления капитальных вложений. Во избежание мошенничества, незаконных действий и правонарушений был принят соответствующий закон, регулирующий описываемую сферу.
Общие сведения
ФЗ об инвестициях был принят Государственной Думой 15 июля 1998 года, а одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Последние изменения в него были внесены 26 июля 2017 года. Закон об инвестиционной деятельности РФ содержит 6 глав и 23 статьи. Этот закон регламентирует процессы и основные принципы деятельности в области инвестиций. Также закон регулирует и контролирует гарантии прав граждан на инвестиционную деятельность, капитальные вложения, регулирует гарантии защиты собственности объектов инвестиций.
Краткое содержание Федерального закона номер 39 об инвестиционной деятельности:
- В первой главе описаны общие положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Описано как закон регулирует возникающие при инвестиционной деятельности правоотношения. Перечислены объекты, считающиеся капитальным вложением. Перечислены субъекты, имеющие право на инвестирование и капитальные вложения. Оформлена информация о способах деятельности иностранных лиц в области инвестиций на территории РФ;
- В главе второй оформлены права, обязанности и отношения участников. Подробно описаны и перечислены права лиц, занимающихся инвестированием (инвесторы). Подробно описаны и перечислены обязанности лиц, участников любой деятельности в описываемой сфере. Оформлены правоотношения между категориями участников деятельности в настоящей области. Описана экономическая сторона инвестирования, финансирование и бюджет. Оформлена информация о совместной работе различных государственных органов и учреждений, как самоуправления, так и субъектов России в сфере инвестиций и инвестиционной деятельности;
- В главе номер три оформлен контроль государства над всей деятельностью вложений и инвестиций. Описаны методы, меры и процессы регулирования и контроля над участниками и мероприятиями. Также описаны меры и методы контроля и регулирования капитальных вложений в случаях чрезвычайных ситуаций. Описан порядок, по которому принимаются решения государством о вложениях и инвестициях. Оформлен процесс, порядок и мероприятия по оценке и проверке эффективности вложений государства по планам;
- В г. четыре оформлены гарантии прав и интересов граждан в описываемой сфере и защита их денежных средств и имущества. Оформлен список гарантий государства на права и интересы граждан. Описаны способы и меры защиты и сохранения безопасности капитальных вложений. Оформлена информация об ответственности в случаях нарушений и противоправных действий в настоящей области. Описаны причины и меры по приостановлению или полной остановке деятельности в сфере инвестиций и вложений;
- В пятой г. описаны основные принципы и нюансы контроля и регулирования описываемой области органами самоуправления местных территорий. Оформлена информация о процессах, операциях, проводимых мероприятиях, развития эффективности и мерах по регулированию. Оформлен список гарантий прав для граждан в муниципальной области;
- В шестой оформлены дополнительные положения и заключительные акты, условия и требования Федерального закона 39.
Следует знать, что настоящий закон не относится к случаям, когда лица инвестируют денежные средства или имущество в банки или другие финансовые организации. Такие случаи регулируются соответственно законами о банках и кредитных организациях.
Куда можно инвестировать по 39 ФЗ?
Согласно закону об инвестировании, лицо имеет право инвестировать средства или имущество в различные области и отрасли.
Самыми частыми областями для вклада средств считаются:
- Бизнес, предпринимательство. Инвестиционная деятельность согласно ФЗ 39 может проходить при вкладах в малый или средний бизнес. Эта отрасль считается дополнительным заработком и приносит не самый большой, но, однако довольно стабильный доход. Минимальное количество средств для вклада в эту область согласно законодательству – 100 000 рублей;
- Недвижимость, купля-продажа. Одной из самых популярных для россиян отраслью инвестиций считается купля-продажа недвижимости. Эта область дает стабильный постоянный доход и позволяет многим гражданам уйти с основной работы;
- Банковские вклады. Инвестиции в банк также довольно распространены у россиян. Эта отрасль считается дополнительным доходом и многие граждане РФ вкладывают средства сразу после получения основной заработной платы. Однако эта сфера не регулируется описываемым Федеральным законом 39;
- Паевые инвестиционные фонды, ПИФы.Часто граждане России выбирают отрасль вкладов при сотрудничестве с ПИФами, паевыми инвестиционными фондами. Вклады, а именно денежные средства лица-вкладчика, передаются в особые, специализированные компании или организации. Такая отрасль имеет довольно низкий процент риска для вкладчика.
Кроме описанных отраслей, существует еще множество способов и областей для инвестиций, они все описаны в настоящем ФЗ. В этой статье оформлены самые популярные и самые удобные виды и категории для россиян.
Последние изменения, внесенные в закон об инвестировании
Последние изменения в Федеральный закон номер 39 были внесены 26 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 205. Согласно последней редакции, изменения произошли в статье 11 пункте 2. Оформлен список мер, используемых госорганами и учреждениями для ведения контроля и надзора за инвестиционной деятельностью. Среди развития эффективности и благоприятных условий для ведения бизнеса и деятельности с вложением капитала, согласно изменениям, меры по контролю и прекращению нарушений законодательства России о защите конкуренции и антимонопольных законов.
Определение инвестиционного проекта представлено в ФЗ 39 в первой статье . Согласно этой статье, инвестиционный проект – это анализ и обоснованность целесообразности капитальных вложений. Анализ проходит не только с экономической стороны, но и со стороны объема и сроков. Предоставляется специальная документация с анализом и примерным ростом денежной отдачи. Оформляется так называемый бизнес-план.
В статье номер шесть дан список прав инвесторов:
- Право на осуществление описываемой деятельности в форме капитальных вложений;
- Право на объединение средств участников инвестиций для совместного вложения и получения прибыли при подписании соответствующего договора;
- Права на самостоятельный анализ, оценку и выбор вектора вклада средств;
- Право на контроль и надзор за целевым использованием инвестиций;
- Право на передачу собственных вложений и капиталов другим гражданам и лицам, а также организациям и органам в России;
- Право на владение и использование вкладов и их результатов.
При принятии настоящего Федерального закона, номер 39 закон РСФСР об инвестиционной деятельности был признан недействительным и утратил силу.
Скачать текст закона в последней редакции
Федеральный закон 39 определяет любую деятельность в области инвестиций при капитальных вложениях, что помогает вести собственный бизнес большому количеству граждан, лиц, организаций и компаний в Российской Федерации. Закон регламентирует все процессы и мероприятия, поэтому лицам, желающим самостоятельно вкладывать средства, рекомендуется изучить его текст.
Скачать Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» можно
Источник http://finans-info.ru/investicii/pravovoj-rezhim-i-regulirovanie-inostrannyx-investicij-federalnyj-zakon/
Источник http://topmigrant.ru/dlya-inostrancev/biznes/pravovoe-regulirovanie-inostrannyeh-investiciy-rf.html
Источник http://shadowgold.ru/loans/federalnyi-zakon-ob-investiciyah-federalnye-zakony-ob.html
Источник