О законопроекте «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ»

 

О законопроекте «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ»

В начале ноября в Госдуму поступил законопроект №828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», разработанный с целью активизации инвестиционной деятельности и достижения целевого показателя по доле инвестиций в ВВП страны (25% к 2024 г.). Ключевая идея данного законопроекта – это обеспечение защиты инвесторов от неблагоприятных изменений законодательства, причем «масштабы» этой защиты поставлены в зависимость от характеристик проекта (прежде всего его стоимости). Кроме того, законопроект устанавливает принципы, на которых должна осуществляться господдержка инвестиционных проектов, в том числе при сооружении объектов инфраструктуры.

В целом, законопроект направлен на снятие двух серьезных ограничений для инвестиционной деятельности – неопределенности в отношении изменения законодательства и регулятивных условий в будущем, а также неопределенности в отношении возможных мер господдержки при реализации проектов. Однако на данный момент законопроект сосредоточен главным образом на способах и механизмах обеспечения защиты и упорядочения господдержки, но не на институтах, которые будут обеспечивать работоспособность этих предложений.

Инвестиционные режимы

Законопроект предлагает установить два режима инвестиционной деятельности – общий и проектный. Общий режим по замыслу должен иметь широкий охват инвесторов – ограничения на использование кем-либо данного режима не предусмотрены. В рамках этого режима устанавливается (п. 1 ст. 7), что положения законодательства на федеральном, региональном, местном уровне, ухудшающие положение инвесторов, должны вступать в силу не ранее чем через 3 года после их официального опубликования. Законопроект также устанавливает закрытый перечень мер поддержки, которые могут быть предоставлены инвесторам на разных уровнях госуправления (п. 1, 2 ст. 10) на недискриминационной основе.

В свою очередь, проектный режим может применяться к инвесторам, заключившим соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) на федеральном или региональном уровне. Соглашения могут быть заключены с инвесторами, соответствующими ряду критериев – вид деятельности, к которому относится инвестиционный проект, объем собственных средств инвестора, суммарный бюджет проекта. Этот режим рассчитан в основном на крупных инвесторов, действующих вне добывающего сектора экономики, а также вне сектора финансов и недвижимости (см. табл.). Кроме того, субъекты РФ, заключающие СЗПК на уровне своего региона, смогут устанавливать дополнительные ограничения по характеристикам проектов.

Защита инвесторов в рамках СЗПК

Для участников СЗПК предлагается более масштабная защита от неблагоприятных изменений законодательства (ст. 17). Это неизменность налоговых условий на срок 6-20 лет (срок заключения договора, который также зависит от объема инвестиций), условий технического регулирования, землепользования, регулирования в строительстве – на срок до 3 лет, а также условий предоставления мер господдержки – на срок, предусмотренный заключенными соглашениями. Более того, для проектов с бюджетом более 50 млрд. руб. по выбору инвестора могут быть предоставлены дополнительные гарантии (например, установление формулы расчета тарифа на 6-20 лет, ставок платы за природные ресурсы на срок до 3 лет и т.д.).

Важно отметить, что конкретные положения, по которым участникам СЗПК гарантируется неизменность условий, сформулированы в виде закрытых перечней. Например, в части налоговых условий в законопроекте указано, что будут зафиксированы «порядок определения налоговой базы, налоговые периоды, налоговые ставки, льготы по налогам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога» (п. 13 ст. 18). При этом в отношении НДС указаны только «порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость и порядок его возмещения». Иными словами, ставка НДС и льготы по нему остались за пределами «гарантий» неизменности условий. Кроме того, страховые взносы и акцизы не присутствуют в перечне вообще. Такой подход требует тщательного анализа предлагаемых «гарантий неизменности» с точки зрения каждого из видов регулирования, имеющих значение для реализации конкретного инвестпроекта.

Господдержка и взаимодействие инвесторов с госорганами

Наряду с защитой от неблагоприятных изменений законодательства, в рамках законопроекта рассмотрены механизмы, направленные на упорядочение процедур получения инвесторами господдержки.

Вам будет интересно  Статьи – Закон об иностранных инвестициях

Законопроектом установлен (ст. 10) закрытый перечень мер поддержки на разных уровнях государственного управления, который включает субсидии, льготы по налогам и таможенным платежам, госгарантии, предоставление имущества в пользование и др. Для участников СЗПК предусмотрены возможности расширения этого перечня (ст. 23) – например в части обеспечения технологического подключения к объектам инфраструктуры и возмещения понесенных инвестором затрат на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации проекта. Предлагается также ведение реестра мер поддержки, осуществляемое уполномоченным органом на федеральном уровне, с предоставлением открытого доступа для инвесторов и информированием потенциальных инвесторов о наличии мер поддержки.

Однако процедуры взаимодействия инвесторов с госорганами, включая заключение СЗПК и предоставление мер поддержки, связанных с этим соглашением, остаются непрозрачными. По сути, законопроект описывает лишь действия инвесторов по заключению СЗПК и обращению за получением мер господдержки. Так, в ст. 15 указано, что инвестор вправе обратиться с заявлением о реализации инвестпроекта в уполномоченный орган исполнительной власти, который, в свою очередь, должен рассмотреть это заявление в течение 30 дней, а в ст. 16 – что инвестор может принять участие в конкурсе на реализацию инвестиционного проекта. Однако каким образом будет осуществляться переговорный процесс между инвестором и уполномоченными госорганами, а также по каким принципам в итоге будет формироваться соглашение о защите и поощрении капиталовложений, не конкретизировано.

Более того, нет ясности и в том, насколько велика будет заинтересованность госорганов по работе с инвесторами к заключению таких соглашений на условиях, выгодных инвесторам. Судя по обсуждению данного законопроекта во время его подготовки, ключевая роль в формировании таких соглашений должна была отводиться Минфину, деятельность которого скорее направлена на максимизацию бюджетных поступлений, а не на гарантирование неизменности налоговых и иных условий и предоставление господдержки. В этой ситуации возможным решением является создание координационного органа, имеющего высокий статус в структуре государственного аппарата и наделенного полномочиями по координации деятельности федеральных и региональных органов власти. Однако на данный момент в законопроекте указана только возможность создания «координационного органа при Правительстве РФ по содействию реализации новых инвестиционных проектов» (ст. 10) по решению Правительства, но не определяются его полномочия и сфера ответственности. Вместе с тем, такая структура, ответственная за достижение национальных целей по инвестициям и имеющая широкие полномочия по обеспечению заключения СЗПК на условиях, приемлемых для инвесторов, может и должна сыграть ведущую роль в активизации инвестиционных процессов.

В начале ноября в Госдуму поступил законопроект №828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», разработанный с целью активизации инвестиционной деятельности и достижения целевого показателя по доле инвестиций в ВВП страны (25% к 2024 г.). Ключевая идея данного законопроекта – это обеспечение защиты инвесторов от неблагоприятных изменений законодательства, причем «масштабы» этой защиты поставлены в зависимость от характеристик проекта (прежде всего его стоимости). Кроме того, законопроект устанавливает принципы, на которых должна осуществляться господдержка инвестиционных проектов, в том числе при сооружении объектов инфраструктуры.

В целом, законопроект направлен на снятие двух серьезных ограничений для инвестиционной деятельности – неопределенности в отношении изменения законодательства и регулятивных условий в будущем, а также неопределенности в отношении возможных мер господдержки при реализации проектов. Однако на данный момент законопроект сосредоточен главным образом на способах и механизмах обеспечения защиты и упорядочения господдержки, но не на институтах, которые будут обеспечивать работоспособность этих предложений.

Инвестиционные режимы

Законопроект предлагает установить два режима инвестиционной деятельности – общий и проектный. Общий режим по замыслу должен иметь широкий охват инвесторов – ограничения на использование кем-либо данного режима не предусмотрены. В рамках этого режима устанавливается (п. 1 ст. 7), что положения законодательства на федеральном, региональном, местном уровне, ухудшающие положение инвесторов, должны вступать в силу не ранее чем через 3 года после их официального опубликования. Законопроект также устанавливает закрытый перечень мер поддержки, которые могут быть предоставлены инвесторам на разных уровнях госуправления (п. 1, 2 ст. 10) на недискриминационной основе.

В свою очередь, проектный режим может применяться к инвесторам, заключившим соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) на федеральном или региональном уровне. Соглашения могут быть заключены с инвесторами, соответствующими ряду критериев – вид деятельности, к которому относится инвестиционный проект, объем собственных средств инвестора, суммарный бюджет проекта. Этот режим рассчитан в основном на крупных инвесторов, действующих вне добывающего сектора экономики, а также вне сектора финансов и недвижимости (см. табл.). Кроме того, субъекты РФ, заключающие СЗПК на уровне своего региона, смогут устанавливать дополнительные ограничения по характеристикам проектов.

Вам будет интересно  Федеральный закон об иностранных инвестициях 160 |

Защита инвесторов в рамках СЗПК

Для участников СЗПК предлагается более масштабная защита от неблагоприятных изменений законодательства (ст. 17). Это неизменность налоговых условий на срок 6-20 лет (срок заключения договора, который также зависит от объема инвестиций), условий технического регулирования, землепользования, регулирования в строительстве – на срок до 3 лет, а также условий предоставления мер господдержки – на срок, предусмотренный заключенными соглашениями. Более того, для проектов с бюджетом более 50 млрд. руб. по выбору инвестора могут быть предоставлены дополнительные гарантии (например, установление формулы расчета тарифа на 6-20 лет, ставок платы за природные ресурсы на срок до 3 лет и т.д.).

Важно отметить, что конкретные положения, по которым участникам СЗПК гарантируется неизменность условий, сформулированы в виде закрытых перечней. Например, в части налоговых условий в законопроекте указано, что будут зафиксированы «порядок определения налоговой базы, налоговые периоды, налоговые ставки, льготы по налогам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога» (п. 13 ст. 18). При этом в отношении НДС указаны только «порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость и порядок его возмещения». Иными словами, ставка НДС и льготы по нему остались за пределами «гарантий» неизменности условий. Кроме того, страховые взносы и акцизы не присутствуют в перечне вообще. Такой подход требует тщательного анализа предлагаемых «гарантий неизменности» с точки зрения каждого из видов регулирования, имеющих значение для реализации конкретного инвестпроекта.

Господдержка и взаимодействие инвесторов с госорганами

Наряду с защитой от неблагоприятных изменений законодательства, в рамках законопроекта рассмотрены механизмы, направленные на упорядочение процедур получения инвесторами господдержки.

Законопроектом установлен (ст. 10) закрытый перечень мер поддержки на разных уровнях государственного управления, который включает субсидии, льготы по налогам и таможенным платежам, госгарантии, предоставление имущества в пользование и др. Для участников СЗПК предусмотрены возможности расширения этого перечня (ст. 23) – например в части обеспечения технологического подключения к объектам инфраструктуры и возмещения понесенных инвестором затрат на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации проекта. Предлагается также ведение реестра мер поддержки, осуществляемое уполномоченным органом на федеральном уровне, с предоставлением открытого доступа для инвесторов и информированием потенциальных инвесторов о наличии мер поддержки.

Однако процедуры взаимодействия инвесторов с госорганами, включая заключение СЗПК и предоставление мер поддержки, связанных с этим соглашением, остаются непрозрачными. По сути, законопроект описывает лишь действия инвесторов по заключению СЗПК и обращению за получением мер господдержки. Так, в ст. 15 указано, что инвестор вправе обратиться с заявлением о реализации инвестпроекта в уполномоченный орган исполнительной власти, который, в свою очередь, должен рассмотреть это заявление в течение 30 дней, а в ст. 16 – что инвестор может принять участие в конкурсе на реализацию инвестиционного проекта. Однако каким образом будет осуществляться переговорный процесс между инвестором и уполномоченными госорганами, а также по каким принципам в итоге будет формироваться соглашение о защите и поощрении капиталовложений, не конкретизировано.

Более того, нет ясности и в том, насколько велика будет заинтересованность госорганов по работе с инвесторами к заключению таких соглашений на условиях, выгодных инвесторам. Судя по обсуждению данного законопроекта во время его подготовки, ключевая роль в формировании таких соглашений должна была отводиться Минфину, деятельность которого скорее направлена на максимизацию бюджетных поступлений, а не на гарантирование неизменности налоговых и иных условий и предоставление господдержки. В этой ситуации возможным решением является создание координационного органа, имеющего высокий статус в структуре государственного аппарата и наделенного полномочиями по координации деятельности федеральных и региональных органов власти. Однако на данный момент в законопроекте указана только возможность создания «координационного органа при Правительстве РФ по содействию реализации новых инвестиционных проектов» (ст. 10) по решению Правительства, но не определяются его полномочия и сфера ответственности. Вместе с тем, такая структура, ответственная за достижение национальных целей по инвестициям и имеющая широкие полномочия по обеспечению заключения СЗПК на условиях, приемлемых для инвесторов, может и должна сыграть ведущую роль в активизации инвестиционных процессов.

Вам будет интересно  Предоставление бюджетных инвестиций на строительство. Бюджетные инвестиции: понятие, сущность, виды и назначение. Другие источники бюджетных инвестиций

Инвестиции на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений: новое регулирование

Первоначальный законопроект, внесенный на рассмотрение Госдумы, был более широкой направленности и имел неофициальное название «инвестиционный кодекс». Он предусматривал два инвестиционных режима: общий и проектный. Общий инвестиционный режим должен был определять основные правила инвестиционной деятельности, распространяющиеся на всех инвесторов вне зависимости от объема инвестиций. Проектный режим в свою очередь должен был действовать как специальный и применяться лишь при заключении СЗПК.

Впоследствии общий инвестиционный режим был исключен: предмет регулирования закона стал ограничен лишь отношениями, возникающими в связи с осуществлением инвестиций на основании СЗПК.

При этом от идеи «инвестиционного кодекса», положения которого как раз и должен были закреплять общий инвестиционный режим, не отказались: его разработка планируется в рамках следующего этапа совершенствования инвестиционного законодательства.

Что представляет собой СЗПК?

СЗПК – это соглашение между РФ и/или ее субъектами и организацией, реализующей проект, положения которого должны гарантировать стабильность условий реализации проекта и устанавливать взаимные права, обязанности и ответственность каждой из сторон соглашения. Организацией, реализующей проект, может быть российское юридическое лицо, в том числе проектная компания – организация, специально созданная для реализации инвестиционного проекта. При этом в качестве инвестора могут выступать как российские физические и юридические лица, так и иностранные инвесторы.

Заключение СЗПК предоставит перечень преимуществ организациям, реализующим проект: в их отношении будет действовать стабилизационная оговорка, запрещающая применять положения законодательства, ухудшающие условия ведения деятельности, связанной с осуществлением проекта. В частности, не подлежат изменению налоговые условия, условия землепользования и градостроительной деятельность на срок от 6 до 20 лет. Кроме того, закон устанавливает меры поддержки по возмещению определенных затрат, понесенных в целях создания или модернизации транспортной, энергетической, коммунальной, социальной инфраструктуры за счет бюджетных средств.

Заключить СЗПК можно будет двумя способами: путем направления заявления о заключении СЗПК в уполномоченные органы и в порядке публичной проектной инициативы на конкурсной основе.

Способы разрешения споров из СЗПК

Что касается разрешения споров из СЗПК, закон прямо предусматривает возможность их передачи не только в государственные суды, но и арбитраж, администрируемый постоянно действующими арбитражными учреждениями (ПДАУ). Для этого стороны инвестиционного соглашения должны включить в СЗПК арбитражную оговорку, позволяющую точно определить арбитражное учреждение, в которое стороны договорились передавать споры. В таком случае СЗПК должно будет содержать не только арбитражную оговорку, но и альтернативное условие о возможности разрешения споров в компетентном государственном суде: сторона, инициировавшая спор, по своему усмотрению выберет способ разрешения возникших разногласий.

Рассмотрение споров, вытекающих из деятельности по реализации инвестиционных проектов, путем арбитража является повсеместной практикой. В настоящее время инвестиционный арбитраж становится все более востребованным, государства заключают между собой двусторонние и многосторонние инвестиционные соглашения, которые в большинстве случаев содержат оговорку о возможности разрешения споров между государством и иностранным инвестором путем арбитража. Обращение в арбитраж дает инвестору ряд преимуществ, в том числе возможность рассмотрения спора специалистами в конкретной сфере инвестиционной деятельности (будь то строительство, технологии, нефтегазовое производство). Более того, арбитраж предоставляет дополнительные гарантии независимости арбитров, что зачастую является для инвесторов особенно важным с учетом того, что одной из сторон спора всегда является государство.

Потенциал включения в СЗПК арбитражных оговорок достаточно велик: наличие у арбитров особой экспертизы, а также их независимость могут стать ключевыми факторами при выборе способа разрешения споров как российскими, так и иностранными инвесторами. В настоящее время такие споры могут быть рассмотрены в Российском арбитражном центре, Международном коммерческом арбитражном суде, Арбитражном центре при РСПП, а также в двух иностранных арбитражных учреждениях, признаваемых ПДАУ в соответствии с правилами данных ПДАУ (Гонконгском и Венском международных арбитражных центрах).

Несмотря на то, что практически все положения Закона вступили в силу, пока заключить СЗПК невозможно: требуется ряд принятия подзаконных актов: например, Правительство должно установить форму заявления на заключения СЗПК. Эти акты планируется подготовить до середины лета. Сами же СЗПК можно будет заключить не позднее 1 января 2030 года.

Пока рано говорить о реальном эффекте закона, однако предоставление инвесторам большей гарантии защиты прав при реализации инвестиционных проектов должно благосклонно сказаться на российском инвестиционной климате, а сам механизм СЗПК может стать эффективным способом привлечения инвестиций в российскую экономику.

Авторы мнения:

Юлия Муллина
Ответственный администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража

Источник http://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/drugoe1/o-zakonoproekte-o-zaschite-i-pooschrenii-kapitalovlozheniy-i-razvitii-investitsionnoy-deyatelnosti-v-rf

Источник http://pravo.ru/story/220816/

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья Вакуумное литьё по выплавляемым восковым моделям.
Следующая статья Кредитные карты Краснодара в банках онлайн: оформить, получить