О законопроекте «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ»

 

О законопроекте «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ»

В начале ноября в Госдуму поступил законопроект №828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», разработанный с целью активизации инвестиционной деятельности и достижения целевого показателя по доле инвестиций в ВВП страны (25% к 2024 г.). Ключевая идея данного законопроекта – это обеспечение защиты инвесторов от неблагоприятных изменений законодательства, причем «масштабы» этой защиты поставлены в зависимость от характеристик проекта (прежде всего его стоимости). Кроме того, законопроект устанавливает принципы, на которых должна осуществляться господдержка инвестиционных проектов, в том числе при сооружении объектов инфраструктуры.

В целом, законопроект направлен на снятие двух серьезных ограничений для инвестиционной деятельности – неопределенности в отношении изменения законодательства и регулятивных условий в будущем, а также неопределенности в отношении возможных мер господдержки при реализации проектов. Однако на данный момент законопроект сосредоточен главным образом на способах и механизмах обеспечения защиты и упорядочения господдержки, но не на институтах, которые будут обеспечивать работоспособность этих предложений.

Инвестиционные режимы

Законопроект предлагает установить два режима инвестиционной деятельности – общий и проектный. Общий режим по замыслу должен иметь широкий охват инвесторов – ограничения на использование кем-либо данного режима не предусмотрены. В рамках этого режима устанавливается (п. 1 ст. 7), что положения законодательства на федеральном, региональном, местном уровне, ухудшающие положение инвесторов, должны вступать в силу не ранее чем через 3 года после их официального опубликования. Законопроект также устанавливает закрытый перечень мер поддержки, которые могут быть предоставлены инвесторам на разных уровнях госуправления (п. 1, 2 ст. 10) на недискриминационной основе.

В свою очередь, проектный режим может применяться к инвесторам, заключившим соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) на федеральном или региональном уровне. Соглашения могут быть заключены с инвесторами, соответствующими ряду критериев – вид деятельности, к которому относится инвестиционный проект, объем собственных средств инвестора, суммарный бюджет проекта. Этот режим рассчитан в основном на крупных инвесторов, действующих вне добывающего сектора экономики, а также вне сектора финансов и недвижимости (см. табл.). Кроме того, субъекты РФ, заключающие СЗПК на уровне своего региона, смогут устанавливать дополнительные ограничения по характеристикам проектов.

Защита инвесторов в рамках СЗПК

Для участников СЗПК предлагается более масштабная защита от неблагоприятных изменений законодательства (ст. 17). Это неизменность налоговых условий на срок 6-20 лет (срок заключения договора, который также зависит от объема инвестиций), условий технического регулирования, землепользования, регулирования в строительстве – на срок до 3 лет, а также условий предоставления мер господдержки – на срок, предусмотренный заключенными соглашениями. Более того, для проектов с бюджетом более 50 млрд. руб. по выбору инвестора могут быть предоставлены дополнительные гарантии (например, установление формулы расчета тарифа на 6-20 лет, ставок платы за природные ресурсы на срок до 3 лет и т.д.).

Важно отметить, что конкретные положения, по которым участникам СЗПК гарантируется неизменность условий, сформулированы в виде закрытых перечней. Например, в части налоговых условий в законопроекте указано, что будут зафиксированы «порядок определения налоговой базы, налоговые периоды, налоговые ставки, льготы по налогам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога» (п. 13 ст. 18). При этом в отношении НДС указаны только «порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость и порядок его возмещения». Иными словами, ставка НДС и льготы по нему остались за пределами «гарантий» неизменности условий. Кроме того, страховые взносы и акцизы не присутствуют в перечне вообще. Такой подход требует тщательного анализа предлагаемых «гарантий неизменности» с точки зрения каждого из видов регулирования, имеющих значение для реализации конкретного инвестпроекта.

Господдержка и взаимодействие инвесторов с госорганами

Наряду с защитой от неблагоприятных изменений законодательства, в рамках законопроекта рассмотрены механизмы, направленные на упорядочение процедур получения инвесторами господдержки.

Вам будет интересно  Инвестиционный проект закон. Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ

Законопроектом установлен (ст. 10) закрытый перечень мер поддержки на разных уровнях государственного управления, который включает субсидии, льготы по налогам и таможенным платежам, госгарантии, предоставление имущества в пользование и др. Для участников СЗПК предусмотрены возможности расширения этого перечня (ст. 23) – например в части обеспечения технологического подключения к объектам инфраструктуры и возмещения понесенных инвестором затрат на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации проекта. Предлагается также ведение реестра мер поддержки, осуществляемое уполномоченным органом на федеральном уровне, с предоставлением открытого доступа для инвесторов и информированием потенциальных инвесторов о наличии мер поддержки.

Однако процедуры взаимодействия инвесторов с госорганами, включая заключение СЗПК и предоставление мер поддержки, связанных с этим соглашением, остаются непрозрачными. По сути, законопроект описывает лишь действия инвесторов по заключению СЗПК и обращению за получением мер господдержки. Так, в ст. 15 указано, что инвестор вправе обратиться с заявлением о реализации инвестпроекта в уполномоченный орган исполнительной власти, который, в свою очередь, должен рассмотреть это заявление в течение 30 дней, а в ст. 16 – что инвестор может принять участие в конкурсе на реализацию инвестиционного проекта. Однако каким образом будет осуществляться переговорный процесс между инвестором и уполномоченными госорганами, а также по каким принципам в итоге будет формироваться соглашение о защите и поощрении капиталовложений, не конкретизировано.

Более того, нет ясности и в том, насколько велика будет заинтересованность госорганов по работе с инвесторами к заключению таких соглашений на условиях, выгодных инвесторам. Судя по обсуждению данного законопроекта во время его подготовки, ключевая роль в формировании таких соглашений должна была отводиться Минфину, деятельность которого скорее направлена на максимизацию бюджетных поступлений, а не на гарантирование неизменности налоговых и иных условий и предоставление господдержки. В этой ситуации возможным решением является создание координационного органа, имеющего высокий статус в структуре государственного аппарата и наделенного полномочиями по координации деятельности федеральных и региональных органов власти. Однако на данный момент в законопроекте указана только возможность создания «координационного органа при Правительстве РФ по содействию реализации новых инвестиционных проектов» (ст. 10) по решению Правительства, но не определяются его полномочия и сфера ответственности. Вместе с тем, такая структура, ответственная за достижение национальных целей по инвестициям и имеющая широкие полномочия по обеспечению заключения СЗПК на условиях, приемлемых для инвесторов, может и должна сыграть ведущую роль в активизации инвестиционных процессов.

В начале ноября в Госдуму поступил законопроект №828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», разработанный с целью активизации инвестиционной деятельности и достижения целевого показателя по доле инвестиций в ВВП страны (25% к 2024 г.). Ключевая идея данного законопроекта – это обеспечение защиты инвесторов от неблагоприятных изменений законодательства, причем «масштабы» этой защиты поставлены в зависимость от характеристик проекта (прежде всего его стоимости). Кроме того, законопроект устанавливает принципы, на которых должна осуществляться господдержка инвестиционных проектов, в том числе при сооружении объектов инфраструктуры.

В целом, законопроект направлен на снятие двух серьезных ограничений для инвестиционной деятельности – неопределенности в отношении изменения законодательства и регулятивных условий в будущем, а также неопределенности в отношении возможных мер господдержки при реализации проектов. Однако на данный момент законопроект сосредоточен главным образом на способах и механизмах обеспечения защиты и упорядочения господдержки, но не на институтах, которые будут обеспечивать работоспособность этих предложений.

Инвестиционные режимы

Законопроект предлагает установить два режима инвестиционной деятельности – общий и проектный. Общий режим по замыслу должен иметь широкий охват инвесторов – ограничения на использование кем-либо данного режима не предусмотрены. В рамках этого режима устанавливается (п. 1 ст. 7), что положения законодательства на федеральном, региональном, местном уровне, ухудшающие положение инвесторов, должны вступать в силу не ранее чем через 3 года после их официального опубликования. Законопроект также устанавливает закрытый перечень мер поддержки, которые могут быть предоставлены инвесторам на разных уровнях госуправления (п. 1, 2 ст. 10) на недискриминационной основе.

В свою очередь, проектный режим может применяться к инвесторам, заключившим соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) на федеральном или региональном уровне. Соглашения могут быть заключены с инвесторами, соответствующими ряду критериев – вид деятельности, к которому относится инвестиционный проект, объем собственных средств инвестора, суммарный бюджет проекта. Этот режим рассчитан в основном на крупных инвесторов, действующих вне добывающего сектора экономики, а также вне сектора финансов и недвижимости (см. табл.). Кроме того, субъекты РФ, заключающие СЗПК на уровне своего региона, смогут устанавливать дополнительные ограничения по характеристикам проектов.

Вам будет интересно  Ао российский фонд прямых инвестиций. Что такое фонд прямых инвестиций. Привлечение $2 млрд для инвестирования в искусственный интеллект

Защита инвесторов в рамках СЗПК

Для участников СЗПК предлагается более масштабная защита от неблагоприятных изменений законодательства (ст. 17). Это неизменность налоговых условий на срок 6-20 лет (срок заключения договора, который также зависит от объема инвестиций), условий технического регулирования, землепользования, регулирования в строительстве – на срок до 3 лет, а также условий предоставления мер господдержки – на срок, предусмотренный заключенными соглашениями. Более того, для проектов с бюджетом более 50 млрд. руб. по выбору инвестора могут быть предоставлены дополнительные гарантии (например, установление формулы расчета тарифа на 6-20 лет, ставок платы за природные ресурсы на срок до 3 лет и т.д.).

Важно отметить, что конкретные положения, по которым участникам СЗПК гарантируется неизменность условий, сформулированы в виде закрытых перечней. Например, в части налоговых условий в законопроекте указано, что будут зафиксированы «порядок определения налоговой базы, налоговые периоды, налоговые ставки, льготы по налогам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога» (п. 13 ст. 18). При этом в отношении НДС указаны только «порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость и порядок его возмещения». Иными словами, ставка НДС и льготы по нему остались за пределами «гарантий» неизменности условий. Кроме того, страховые взносы и акцизы не присутствуют в перечне вообще. Такой подход требует тщательного анализа предлагаемых «гарантий неизменности» с точки зрения каждого из видов регулирования, имеющих значение для реализации конкретного инвестпроекта.

Господдержка и взаимодействие инвесторов с госорганами

Наряду с защитой от неблагоприятных изменений законодательства, в рамках законопроекта рассмотрены механизмы, направленные на упорядочение процедур получения инвесторами господдержки.

Законопроектом установлен (ст. 10) закрытый перечень мер поддержки на разных уровнях государственного управления, который включает субсидии, льготы по налогам и таможенным платежам, госгарантии, предоставление имущества в пользование и др. Для участников СЗПК предусмотрены возможности расширения этого перечня (ст. 23) – например в части обеспечения технологического подключения к объектам инфраструктуры и возмещения понесенных инвестором затрат на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации проекта. Предлагается также ведение реестра мер поддержки, осуществляемое уполномоченным органом на федеральном уровне, с предоставлением открытого доступа для инвесторов и информированием потенциальных инвесторов о наличии мер поддержки.

Однако процедуры взаимодействия инвесторов с госорганами, включая заключение СЗПК и предоставление мер поддержки, связанных с этим соглашением, остаются непрозрачными. По сути, законопроект описывает лишь действия инвесторов по заключению СЗПК и обращению за получением мер господдержки. Так, в ст. 15 указано, что инвестор вправе обратиться с заявлением о реализации инвестпроекта в уполномоченный орган исполнительной власти, который, в свою очередь, должен рассмотреть это заявление в течение 30 дней, а в ст. 16 – что инвестор может принять участие в конкурсе на реализацию инвестиционного проекта. Однако каким образом будет осуществляться переговорный процесс между инвестором и уполномоченными госорганами, а также по каким принципам в итоге будет формироваться соглашение о защите и поощрении капиталовложений, не конкретизировано.

Более того, нет ясности и в том, насколько велика будет заинтересованность госорганов по работе с инвесторами к заключению таких соглашений на условиях, выгодных инвесторам. Судя по обсуждению данного законопроекта во время его подготовки, ключевая роль в формировании таких соглашений должна была отводиться Минфину, деятельность которого скорее направлена на максимизацию бюджетных поступлений, а не на гарантирование неизменности налоговых и иных условий и предоставление господдержки. В этой ситуации возможным решением является создание координационного органа, имеющего высокий статус в структуре государственного аппарата и наделенного полномочиями по координации деятельности федеральных и региональных органов власти. Однако на данный момент в законопроекте указана только возможность создания «координационного органа при Правительстве РФ по содействию реализации новых инвестиционных проектов» (ст. 10) по решению Правительства, но не определяются его полномочия и сфера ответственности. Вместе с тем, такая структура, ответственная за достижение национальных целей по инвестициям и имеющая широкие полномочия по обеспечению заключения СЗПК на условиях, приемлемых для инвесторов, может и должна сыграть ведущую роль в активизации инвестиционных процессов.

Вам будет интересно  Фз об инвестициях в рф. Закон об инвестиционной деятельности с изменениями

Инвестиции на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений: новое регулирование

Первоначальный законопроект, внесенный на рассмотрение Госдумы, был более широкой направленности и имел неофициальное название «инвестиционный кодекс». Он предусматривал два инвестиционных режима: общий и проектный. Общий инвестиционный режим должен был определять основные правила инвестиционной деятельности, распространяющиеся на всех инвесторов вне зависимости от объема инвестиций. Проектный режим в свою очередь должен был действовать как специальный и применяться лишь при заключении СЗПК.

Впоследствии общий инвестиционный режим был исключен: предмет регулирования закона стал ограничен лишь отношениями, возникающими в связи с осуществлением инвестиций на основании СЗПК.

При этом от идеи «инвестиционного кодекса», положения которого как раз и должен были закреплять общий инвестиционный режим, не отказались: его разработка планируется в рамках следующего этапа совершенствования инвестиционного законодательства.

Что представляет собой СЗПК?

СЗПК – это соглашение между РФ и/или ее субъектами и организацией, реализующей проект, положения которого должны гарантировать стабильность условий реализации проекта и устанавливать взаимные права, обязанности и ответственность каждой из сторон соглашения. Организацией, реализующей проект, может быть российское юридическое лицо, в том числе проектная компания – организация, специально созданная для реализации инвестиционного проекта. При этом в качестве инвестора могут выступать как российские физические и юридические лица, так и иностранные инвесторы.

Заключение СЗПК предоставит перечень преимуществ организациям, реализующим проект: в их отношении будет действовать стабилизационная оговорка, запрещающая применять положения законодательства, ухудшающие условия ведения деятельности, связанной с осуществлением проекта. В частности, не подлежат изменению налоговые условия, условия землепользования и градостроительной деятельность на срок от 6 до 20 лет. Кроме того, закон устанавливает меры поддержки по возмещению определенных затрат, понесенных в целях создания или модернизации транспортной, энергетической, коммунальной, социальной инфраструктуры за счет бюджетных средств.

Заключить СЗПК можно будет двумя способами: путем направления заявления о заключении СЗПК в уполномоченные органы и в порядке публичной проектной инициативы на конкурсной основе.

Способы разрешения споров из СЗПК

Что касается разрешения споров из СЗПК, закон прямо предусматривает возможность их передачи не только в государственные суды, но и арбитраж, администрируемый постоянно действующими арбитражными учреждениями (ПДАУ). Для этого стороны инвестиционного соглашения должны включить в СЗПК арбитражную оговорку, позволяющую точно определить арбитражное учреждение, в которое стороны договорились передавать споры. В таком случае СЗПК должно будет содержать не только арбитражную оговорку, но и альтернативное условие о возможности разрешения споров в компетентном государственном суде: сторона, инициировавшая спор, по своему усмотрению выберет способ разрешения возникших разногласий.

Рассмотрение споров, вытекающих из деятельности по реализации инвестиционных проектов, путем арбитража является повсеместной практикой. В настоящее время инвестиционный арбитраж становится все более востребованным, государства заключают между собой двусторонние и многосторонние инвестиционные соглашения, которые в большинстве случаев содержат оговорку о возможности разрешения споров между государством и иностранным инвестором путем арбитража. Обращение в арбитраж дает инвестору ряд преимуществ, в том числе возможность рассмотрения спора специалистами в конкретной сфере инвестиционной деятельности (будь то строительство, технологии, нефтегазовое производство). Более того, арбитраж предоставляет дополнительные гарантии независимости арбитров, что зачастую является для инвесторов особенно важным с учетом того, что одной из сторон спора всегда является государство.

Потенциал включения в СЗПК арбитражных оговорок достаточно велик: наличие у арбитров особой экспертизы, а также их независимость могут стать ключевыми факторами при выборе способа разрешения споров как российскими, так и иностранными инвесторами. В настоящее время такие споры могут быть рассмотрены в Российском арбитражном центре, Международном коммерческом арбитражном суде, Арбитражном центре при РСПП, а также в двух иностранных арбитражных учреждениях, признаваемых ПДАУ в соответствии с правилами данных ПДАУ (Гонконгском и Венском международных арбитражных центрах).

Несмотря на то, что практически все положения Закона вступили в силу, пока заключить СЗПК невозможно: требуется ряд принятия подзаконных актов: например, Правительство должно установить форму заявления на заключения СЗПК. Эти акты планируется подготовить до середины лета. Сами же СЗПК можно будет заключить не позднее 1 января 2030 года.

Пока рано говорить о реальном эффекте закона, однако предоставление инвесторам большей гарантии защиты прав при реализации инвестиционных проектов должно благосклонно сказаться на российском инвестиционной климате, а сам механизм СЗПК может стать эффективным способом привлечения инвестиций в российскую экономику.

Авторы мнения:

Юлия Муллина
Ответственный администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража

Источник http://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/drugoe1/o-zakonoproekte-o-zaschite-i-pooschrenii-kapitalovlozheniy-i-razvitii-investitsionnoy-deyatelnosti-v-rf

Источник http://pravo.ru/story/220816/

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья Вакуумное литьё по выплавляемым восковым моделям.
Следующая статья Кредитные карты Краснодара в банках онлайн: оформить, получить