Какие бывают тендеры и как повысить шансы на победу
Оглавление
Какие бывают тендеры и как повысить шансы на победу
Мы начинаем серию статей о тендерах: пошагово разберем разные виды закупок.
Начнем с самых азов — если вы уже участвовали в тендерах и побеждали, то, скорее всего, всё это вы уже знаете.
Что такое тендеры и какие они бывают
Термин «тендер» часто употребляется в сфере закупок, но в российских законах до сих пор нет его официального определения. В общепринятом смысле тендер — это конкурсные торги.
Заказчик объявляет условия, по которым будет покупать товары, услуги или работы. А поставщики с учетом требований предлагают свои варианты. Заказчик заключает контракт с поставщиком, у которого условия лучше. Правда, в жизни все гораздо сложнее.
Например, школа хочет закупить стулья и парты. Это госучреждение — пойти в мебельный магазин школа не может. По закону она должна провести тендер и выбрать поставщика конкурсным путем. Поэтому школа формирует требования к закупке и критерии, по которым будет отбирать победителя. Размещает информацию о закупке на специальном сайте для тендеров. В назначенный день школа подводит итоги и выбирает поставщика.
Чтобы свободно ориентироваться в теме, сначала нужно узнать все термины. Это не самый интересный раздел статьи, но без него невозможно понять основное.
В зависимости от того, кто организует конкурс, тендеры делятся на государственные, для компаний с госучастием и коммерческие.
Государственные тендеры проводят государственные организации, бюджетные и муниципальные учреждения. Например, больницам нужно оборудование, а школам — мебель. Все закупки здесь проходят в соответствии с 44-ФЗ . Если речь идет о выборе подрядчиков для капремонта общего имущества многоквартирного дома, то руководствуются постановлением правительства № 615.
Тендеры для компаний с госучастием проводят компании, частично или полностью принадлежащие государству, компании с регулируемой деятельностью и естественные монополии. Например, нефтегазовые, энергетические и горнодобывающие компании.
При организации закупок они руководствуются 223-ФЗ и внутренними положениями компаний о закупках. Их можно найти в открытом доступе. Вот, например, положения о закупках РЖД и «Газпрома».
Коммерческие тендеры могут проводить любые негосударственные компании. Эти закупки регулируются гражданским кодексом, федеральным законом «О защите конкуренции» и внутренними положениями.
По составу участников тендеры бывают открытыми, закрытыми и с ограниченным участием. В открытых закупках может принять участие любая компания. В закрытых — только компании, которые пригласил организатор. Это как вечеринка по приглашениям. В тендерах с ограниченным участием — все, кто соответствует специальным условиям. Например, условием может быть наличие особенного оборудования или определенной квалификации.
По количеству этапов тендеры делятся на одноэтапные и двухэтапные.
В одноэтапных организатор тендера выбирает победителя только на основе полученных предложений — без дополнительных обсуждений и встреч с участниками.
В двухэтапных после первого этапа заказчик может отобрать пул интересных предложений, а на втором — выбрать из них победителя. Здесь заказчик в процессе тендера может уточнить требования к закупке, а участники — доработать заявку перед финальным отбором.
По способу закупок тоже несколько вариантов.
Аукцион. Здесь ключевой критерий — цена. Кто предложит ниже, тот и победил.
Конкурс. Побеждает участник, который предложил лучшие условия по тендеру. Например, если компания выбирает подрядчика для издания корпоративного календаря, она может оценивать предложенную концепцию и эскизы дизайнера.
Запрос котировок или цен. Как и в аукционе, победителем становится участник с самой низкой ценой. Разница в том, что сроки представления заявок в таком тендере сильно ограничены: обычно не больше недели.
Запрос предложений. Заказчик выбирает предложение с лучшими условиями. Но, в отличие от конкурса, сроки проведения такого тендера обычно не превышают 10 дней.
Закупка у единственного поставщика. В отличие от остальных видов, это неконкурентный способ закупки. Заказчик никого не выбирает, а отдает контракт определенному исполнителю. Это возможно, например, при закупке услуг у монополиста: железнодорожных перевозок у РЖД или отправки корреспонденции у Почты России.
У любого тендера несколько характеристик. Например, коммерческая компания может объявить открытый конкурс, а госучреждение — закрытый аукцион.
Тендеры ищут на электронных торговых площадках — ЭТП. Всего их порядка 200. Новичкам в тендерах лучше начинать работу с сайта госзакупок. Здесь размещаются все закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ .
Кто может участвовать в тендерах
В тендерах могут участвовать юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Об этом прямо сказано в 44-ФЗ и 223-ФЗ . В гражданском кодексе запретов тоже нет.
Главное — соответствовать требованиям, подать полный пакет документов и сделать лучшее предложение. Шансы на победу есть у всех.
Правда, нюансы для физлиц все равно есть. Они не смогут стать участниками закупок, где есть ограничения в условиях. Всего таких ограничений три:
- Закупки для субъектов малого предпринимательства. В этом случае к участию допускаются только компании и индивидуальные предприниматели.
- Наличие у участников лицензий. Они нужны для некоторых видов деятельности, например для телевещания или частной охранной деятельности. Физлица не могут получить лицензию — только компании и предприниматели.
- Членство в саморегулируемых организациях. Требуется при строительстве, проектировании и инженерных изысканиях. В строительстве — для контрактов свыше 3 млн рублей. Вступить в СРО могут только ИП и юридические лица.
Если компания сотрудничает с физлицом, то по закону она обязана платить НДФЛ и страховые взносы. Поэтому в таком случае исполнитель на руки получит сумму меньше, чем указана в контракте. Как участвовать в разных видах закупок — расскажем в отдельных статьях.
Как повысить шансы на победу в тендере
Победителем может стать любой участник, если он предложил лучшие условия и правильно подал документы.
Как молодой компании победить в тендере. Для победы в некоторых видах закупок, например в конкурсах, важны деловая репутация и опыт работы. При оценке заявок эти факторы принимаются во внимание наряду с ценой. Поэтому молодым компаниям в таких закупках победить сложно, особенно если конкурентов много. Но есть тендеры, в которых участники побеждают только потому, что оказались единственными, кто подал заявку по всем правилам.
- Участвуйте в тендерах с небольшими суммами. Тендеры до 1 млн рублей могут быть неинтересны крупным компаниям, а у вас будет больше шансов победить и заработать положительную репутацию.
- Предлагайте выгодные условия. Найдите тендеры, похожие на те, в которых хотите победить. Посмотрите, что предлагают конкуренты и кого выбирают заказчики. Возможно, у вас получится сделать более интересное предложение. Например, сократить сроки поставки или включить в свою услугу дополнительную опцию бесплатно.
- Внимательно заполняйте тендерную документацию. Это еще один способ получить преимущество. Представьте, что в тендере участвуют только два поставщика. Оба формально подходят под требования заказчика, но один неверно оформил тендерную документацию. Победит второй, даже если его цена выше предложения конкурента.
Как победить, не снижая цену. Все зависит от тендера. Если это аукцион или запрос котировок, то низкая цена — ключевой фактор для определения победителя. Поэтому лучше сразу определить, до каких пределов вы готовы снижать цену.
А в конкурсе или запросе предложений может выиграть участник, у которого лучше условия. Например, если речь идет о выпуске календарей или корпоративных открыток, то поставщиком может стать дизайн-бюро , которое предложило более интересный макет.
Что такое тендерное сопровождение и нужно ли оно. Тендерное сопровождение — услуга, при которой специалисты помогают готовиться и побеждать в тендерах. Специалисты могут участвовать на всех этапах или только помочь найти подходящий тендер и собрать пакет документов.
Тендерное сопровождение — хороший выход, если еще никогда не участвовали в закупках.
Услуги предлагают как специализированные компании, так и частные специалисты по закупкам. Их можно найти, например, на «Авито», «Юду», « Профи-ру ».
Еще есть ресурс GZEX. Там все устроено как на любой бирже фрилансеров: заказчики оставляют задания, а исполнители предлагают свои услуги.
Вот пара советов, которые помогут найти добросовестного тендерного специалиста:
- Смотрите на рейтинг исполнителя и читайте отзывы о его работе. Обычно платформы следят за тем, чтобы вся информация была верной, и блокируют мошенников, как только на них поступают жалобы.
- Попросите потенциального исполнителя показать результаты его работы. Проще говоря, дать ссылку на тендер, который клиент выиграл с помощью специалиста. Свяжитесь с победителем закупки и узнайте, может ли он порекомендовать этого тендерного эксперта. Проще всего найти контакты победителей закупок по 44-ФЗ : они есть в реестре контрактов на сайте госзакупок. В остальных случаях информацию о поставщиках могут не обнародовать, закон это позволяет.
Как избежать ошибок
Часто компании могли бы выиграть тендер, но совершают мелкие ошибки. Например, прикладывают не те документы или ошибаются со сроком подачи заявки.
Вот несколько советов, чтобы этого избежать:
- Не прикладывайте документы, которые не просит заказчик. Чем больше документов, тем больше шансов на ошибку. К тому же заказчик может решить, что вы невнимательно прочитали требования.
- Внимательно читайте закупочную документацию, особенно техзадание. Бывает, что участник читает его по диагонали, торопится собрать документы, а потом выясняется, что условия для него невыгодные. Хорошо, если он сработает в ноль, но иногда участники уходят и в минус. А выполнять контракт все равно приходится.
- Если вы работаете на общей системе налогообложения и платите НДС, не забудьте включить его в стоимость своего предложения. Если не учесть НДС в цене, придется отдать пятую часть суммы контракта на налоги. А исправить задним числом это будет уже нельзя.
- Следите за сроком подачи заявок. Дедлайны в тендерах строгие. Если вы прислали заявку позже обозначенного срока, то ее не примут. Поэтому лучше подавать все документы немного заранее, хотя бы за день или два до дедлайна.
Автор благодарит за помощь в создании статьи Павла Стоянова, менеджера продукта из Тинькофф.
Все самые интересные тендеры пишутся заранее под кого-то, например, в ТЗ прописывают какую-нибудь технологию "Актив+", которой обладает только один игрок на рынке. И, увы, с этим ничего не поделаешь
Постоянно участвую в тендерах. Полностью согласна с комментариями ниже.
Работала в одной компании, там постоянно были случаи с "прописыванием ТЗ под кого-то". В некоторых случаях были "внегласные договоренности с заказчиком" с откатами и т.д. Причем половина заказчиков не прочь купить напрямую, но надо показать же что ТЕНДЕР! Что конкуренция.
Из этого могло выйти что-то нормальное, но получается как всегда. Крупные заказы (свыше 10 миллионов) все уже давно разобраны и если тендер объявили, то он явно чей-то.
А мелкие играть — больше времени и денег уходит на трудозатраты и нервы специалиста.
Считаю участие в тендерах «непрофессиональным». Например, наша компания занимается гидроизоляцией и усилением памятников архитектуры. Профессиональных, с опытом, компаний, понимающих что реально необходимо делать по пальцам одной руки на всю Россию. Нет же, всё равно умудряются проводить тендер.
А условия в этих конкурсах я называю «хамскими». Заплати за участие, заплати за контракт, сделай всё бесплатно, вымаливай деньги с отсрочкой в два месяца, а лучше пол года, «дружи» с заказчиком, с любой мелкой сошкой Заказчика, ублажай иначе тебе могут устроить задержку платежа, принимать не будут выполненные работы.
Мы не участвуем. Смотрим кто выиграл. И это оказывается либо компания, о которой в интернете ни слова (ну вы понимаете), либо компания которая не понимает во что ввязывается, либо рисковые — они надеятся что их административного ресурса или лобби хватит, чтобы вытянуть деньги и не обанкротиться в процессе выполнения.
Участвовал два года в тендерах, отслеживал через Тендер.про Знаю ото всём не понаслышке. За несколько лет нам встретилось всего 2 тендера с авансированием и более-менее адекватным отношением — Петровский Стадион.
И без тендеров у хорошего производителя всегда будет достаточно заказов.
Оптимум Прайс — гидроизоляция и усиление фундаментов, грунтов.
Не все муниципалы работают по 44 фз, некоторые работают по 223 фз, либо по обоим законам сразу. А вообще для малого бизнеса ниша интересная и в некоторых местах не занятая. Например, администрация нашего района объявила аукцион на покупку фотоаппарата. Заявка была одна от ИП. Фотик купили за 45 тыщ, когда в магазине этот же самый стоил 33 тыщи.
Но на крупненькие заказы, конечно, посягать сложно. Система закупок предполагает борьбу с коррупцией в том числе. Но на деле, действительно, тз иногда пишутся под определенных подрядчиков и не даром. Или включают админресурс, например, введение режима ЧС для обхода торгов. У нас зама мэра так поймали на многомиллионном откате. А скольких не ловят? Или в ходе торгов опускают цену так, что это сильно влияет на качество работ или поставок. В общем, хотели как лучше, внедряя эту систему, а получилось как всегда. Я уж молчу про бедных заказчиков типа школ и т.п.,которые вынуждены играть в эту игру. Ни от одного я еще не слышала, чтобы говорили, что эта система им сильно облегчила жизнь.
Olesya, работаю в тендерном отделе как раз со школами, их, конечно, заставляют, но работать с ними, скажем, вообще ни разу не в удовольствие.
Тётушки-завхозы совершенно не знают никакой деловой этики, коммуникации и тд. Я молчу про дальнейшее принятие закрывающих документов по результатам тендеров. Или результатов поставки.
Было столько случаев, когда либо не принимали реально хорошее оборудование, потому что была разница в размерах на 0.3 см (карты настенные для школьников), когда не принимали документы, потому что у бухгалтера крыша едет и ему надо прописать все не как принято в бухучете, а как она захотела.
Самая жесть сейчас с Порталом поставщиков, где как раз закупки на малые суммы. Видимо все школы обязали закупать именно через него, а чтобы там закупить, нужно чтобы кто-то из поставщиков сделал оферту на то, что нужно закупить. А процесс подготовки этой оферты и согласования ее порталом бывает настолько долгим, что ждать невыносимо, еще и отклоняют постоянно, потому что видимо они лучше знают оборудование производителя, коим не являются.
Смысла вот так вот париться с такими условиями вообще мало, цену завышаешь еще больше, учитывая, какой это трудоемкий процесс — "создание оферты на портале поставщиков Москвы".
Каждый день проклинаю того человека, который это разработал.
Почему если это нужно школе (Московской) она просто не может объявить потребность в этом, а бедный поставщик должен сначала целый день вбивать 20 оферт, из них штук 15 отклонит модератор портала, потом играть аукцион с другими поставщиками, который просто пришли на готовое еще и продавать дешевле, хотя трудозатраты были приложены большие?
В общем, могу писать на эту тему вечно. А школы и гос.заказчики — вообще самые ужасные заказчики.
Что делать, если заказчик требует предоставить бухгалтерские документы
Имеет ли право государственные или муниципальные заказчики требовать бухгалтерские документы, которые подтверждают расходы поставщика. И что делать поставщику в этой ситуации. На эти вопросы отвечают эксперты Кредитно-Страхового агентства.
На практике такие случаи далеко не редки. Это подтверждают и наши клиенты, периодически обращающиеся с подобными вопросами. Причем ряде случаев, требования о предоставлении поставщиком финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копий первичных бухгалтерских документов (например, договоров с подрядчиками, актов сдачи-приемки, платежных документов, товарных накладных) устанавливаются в проекте контракта или техническом задании.
Давайте попробуем разобраться в причинах, побуждающих государственных или муниципальных заказчиков к таким требованиям. Часто заказчики ссылаются на рекомендации от контролирующих органов, которые, в свою очередь, оправдываются необходимостью контроля над расходованием бюджетных средств. Другим оправданием часто служит необходимость более точного определения начальной максимальной цены будущих аналогичных закупок.
Но что бы ни говорили заказчики, настоящая причина, по нашему мнению, вполне очевидна. Это желание обезопасить себя от возможных претензий со стороны разного рода контролеров. Желание вполне понятное.
Но еще более понятно нежелание поставщиков делиться документами. Для любого предпринимателя перечень поставщиков и, самое главное, условия работы с поставщиками (цены, сроки поставки, условия оплаты и т.п.) являются коммерческой тайной. Устанавливая требования к поставщикам о предоставлении первичных финансовых документов, заказчики, как правило, не указывают круг лиц, которые получат доступ к этой информации, и не берут на себя обязательства о ее неразглашении. Таким образом, можно предположить, что информация может стать доступной неограниченному кругу лиц. В том числе и к конкурентам.
На практике нередки случаи недобросовестной конкуренции, когда получив доступ к информации о поставщиках исполнителя и условиях поставки, заказчики передавали эту информацию аффилированным компаниям, также участвующим в госзакупках.
Нужно ли говорить о том, что такое положение дел часто отталкивают представителей малого бизнеса от участия в государственных закупках.
Так что же делать поставщику, если он получил требование заказчика о предоставлении бухгалтерских документов или увидел в контракте такое условие. Предоставлять заказчику документы или не предоставлять, вот в чем вопрос! И решать, конечно же, Вам.
Если не жалко или хотите поддержать установившиеся доверительные отношения с заказчиком, можете предоставить. В этом случае Вы не нарушите никаких законов. Возможно, заказчик будет Вам даже благодарен, если с помощью этих документов он сможет «отбиться» от назойливых контролеров. Ничто так не способствует бизнесу, как хорошие отношения с заказчиком.
Если же не хотите – смело отказывайте. Можете сослаться на наличие в договорах с контрагентами условия о конфиденциальности. Кстати, если такого условия в них на самом деле нет, то неплохо было бы его вписать. Если требование о предоставлении документов включено в документацию о закупке, его нужно опротестовать в соответствии с порядком, предусмотренным законом 44-ФЗ.
Веским аргументов для отказа в предоставлении документов является Письмо Министерства экономического развития от 14 ноября 2016 г. N Д28и-3142 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ». В этом небольшом письме, подписанном директором Департамента развития контрактной системы, содержатся три важных для поставщика вывода:
1. При надлежащем исполнении контракта после подписания заказчиком акта приемки поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) заказчик обязан его оплатить по цене, определенной контрактом.
2. Заказчик не вправе включать в контракт условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копий первичных бухгалтерских документов.
3. В случае возникновения у поставщика (подрядчика, исполнителя) экономии денежных средств после оплаты заказчиком поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по контракту такие денежные средства заказчику не возвращаются. (Оказывается, такие требования со стороны заказчиков тоже встречаются).
Банковские гарантии для поставщиков госзаказа
Тендерное и юридическое сопровождение
Страхование и кредитование
По вопросу истребования у исполнителей первичных бухгалтерских документов имеется прецедентное решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-30324/2017 от 14 марта 2018 года. Суть дела вкратце выглядит следующим образом. Общество с ограниченной ответственностью в 2017 году заключило государственный контракт с министерством сельского хозяйства Самарской области на проведение работ по реализации выставочной и информационно-презентационной концепции агропромышленного комплекса. При этом в Техническом задании было указано, что исполнитель обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие фактические расходы в соответствии со сметой, а именно договоры, акты сдачи-приемки, платежные документы, товарные накладные, заказ-наряды на выполнение работ, путевые листы на перемещение транспортных средств, расчеты и калькуляции.
Уже на стадии исполнения контракта исполнитель обратился в суд с иском об изменении условий контракта в части предоставления документов. В свою очередь, заказчик подал встречный иск о взыскании штрафа в сумме более 1 млн. рублей в связи с ненадлежащим исполнением контракта (не предоставлением документов).
Суд оставил исковое заявление исполнителя без рассмотрения, т.к. не был соблюден претензионный досудебный порядок урегулирования спора. В то же время, основываясь на указанном выше письме Минэкономразвития, суд подтвердил, что заказчик не имел права требовать от исполнителя финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копии первичных документов. Более того, суд прямо указал, как должен был действовать исполнитель в случае несогласия с условиями договора:
«… Статьей 70 закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ) предусмотрен механизм согласования условий контракта, в целях защиты подрядчика (пункт 4), — победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в Единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов».
Кстати, заказчику во взыскании штрафа с исполнителя за не предоставление документов также было отказано.
И в заключение скажем, что в настоящее время правительство рассматривает предложения Минфина об очередных изменениях в закон 44-ФЗ, касающихся совершенствования финансового контроля закупок. В соответствии с этими предложениями, помимо прочего, в контракты с поставщиками обязательно будет включаться условие о согласии исполнителя на проверки в соответствии с положениями Бюджетного кодекса. Полномочия контролеров в этом случае будут регулироваться не законом «О контрактной системе в сфере закупок», а Бюджетным кодексом.
Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2020 года. Так что делиться финансовыми документами с государством, возможно, все же придется.
Читайте актуальные новости из мира закупок на нашем сайте и в нашей группе в социальной сети «ВКонтакте». Будьте всегда в курсе»!
Кредитно-Страховое агентство – мы делаем госзакупки доступными !
В каких тендерах участвуют без электронной подписи?
Все торговые площадки делятся на федеральные и коммерческие.
Федеральных площадок, где проводят торги госпредприятия, сегодня всего 5 (Сбербанк-АСТ, Zakaz RF, Единая электронная торговая площадка, РТС-Тендер, ЭТП «ММВБ-ИТ»). Здесь торговая деятельность осуществляется на основании закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Коммерческих площадок для проведения электронных торгов очень много, и их число постоянно увеличивается. Здесь уже действуют другие нормы — закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. К числу коммерческих площадок относятся и созданные государственными корпорациями «Роснефть», «Росатом», «Ростех» и др.
Электронная подпись (ЭЦП) в общем случае — обязательное условие для участия в электронных торгах. При этом есть несколько вариантов, когда можно участвовать в тендере, не применяя ЭЦП:
- Участие в конкурсах, запросах котировок, тендерах, публичных предложениях, аукционах, проводимых офлайн, — посредством явки представителя на мероприятие или передачи своего пакета документов с аукционным предложением через доверенное лицо, через посыльного, ценным почтовым отправлением с вручением адресату (лучше, если есть возможность доставки в указанное время — за пять минут до начала процедуры торгов).
- Участие в торгах на площадках, не требующих электронной подписи.
- Участие в электронных торгах с привлечением агентской компании.
Первый вариант сегодня еще встречается, но все реже. Госзакупки полностью переведены в электронный режим. Запросы котировок или предложений еще проводят офлайн, но уже появились специальные сервисы, позволяющие проводить торги данного типа в системе онлайн-торгов. Поэтому поучаствовать в тендерах без применения электронной подписи становится все сложнее с каждым годом.
Некоторые коммерческие торговые площадки позволяют участие в торгах без усиленной электронной подписи. Но процесс подписания договоров на таких площадках все равно совершается с использованием квалифицированной электронной подписи.
Как получить простую цифровую подпись и где ее можно применять, можно узнать из статьи «Как сделать простую электронную подпись?».
Есть еще один вариант — участие в торгах через агента. Он выбирает для предприятия нужные торги, регистрируется на них через свою электронную подпись, представляет интересы своего клиента, участвуя в торгах от его имени.
Публичное предложение: на какой площадке принять участие в торгах
Публичное предложение — это торги по продаже имущества. Регулируется данная процедура законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ. Публичное предложение при продаже государственного или муниципального имущества объявляется, когда аукцион по продаже имущества признан несостоявшимся.
Площадкой для проведения торгов может быть любое место, которое изберет инициатор аукциона. Поскольку победит тот, кто первым сделает свое предложение, важно явиться первым с соответствующим всем требованиям продавца ценовым предложением.
Продавец выставляет свое имущество на торги, назначив первоначальную цену и цену отсечения (минимально возможную цену, по которой имущество может быть продано). Публичное предложение — это торги на понижение цены. С каждым новым предложением цена уменьшается. Цена отсечения не может быть меньше 50% стоимости имущества, указанной в первоначальной цене.
Участники торгов вносят залог в сумме 20% от первоначальной цены имущества, назначенного на торги. Торги проходят публично, путем прямого предложения цены. Электронная подпись при этом не нужна, так как торги проводятся не в электронной форме, а в режиме офлайн. Причины, по которым участник может быть не допущен к торгам путем публичного предложения, указаны в п. 7 ст. 23 закона № 178-ФЗ.
Выигрывает торги, проводимые путем публичного предложения, тот участник, кто первым подал заявку на покупку имущества с ценой не ниже первоначальной для данного этапа торгов. Цена на лоты снижается при отсутствии предложений. Имущество выставляется на торги снова, пока не найдет своего покупателя или не достигнет цены отсечения, ниже которой продавец не может опускаться.
Кроме продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения может быть продано имущество должника (п. 4 ст. 139 закона от «О несостоятельности [банкротстве]» 26.10.2002 № 127-ФЗ). Этот способ приобретения имущества позволяет существенно экономить средства. Но успеть подать заявку могут не все. Вот здесь понадобится сноровка и опыт агента. Именно на торги по продаже имущества банкротов заключают большее количество агентских договоров.
Почему выгодно привлекать агентов к торгам
Агенты действуют в рамках тех полномочий, которыми их наделяет принципал (заказчик услуг агента). В ч. 1 ст. 183 ГК РФ описаны полномочия, которые могут быть переданы от принципала агенту. Такие отношения выгодны потенциальному покупателю по нескольким причинам:
- Привлекая агента, принципалу не нужно оформлять электронную подпись. Все делает агент по поручению заказчика услуг.
- В рамках агентского договора агент не является распорядителем денежных средств: окончательное решение принимает принципал. Именно он подтверждает свое решение, перечисляя свои деньги за приобретаемое имущество инициатору торгов — продавцу, поэтому финансовые риски минимальны.
- В агентском договоре принципал ограничивает верхнюю планку цены, по которой может быть совершена сделка купли-продажи.
- Агент, который профессионально занимается участием в публичных предложениях, имеет опыт совершения таких сделок, и это повышает вероятность приобретения интересующего принципала имущества на наиболее выгодных для него условиях.
При этом существуют некоторые минусы привлечения агента:
- Агент оказывает услуги не бесплатно. Приобретение ЭЦП и сертификата электронной подписи может оказаться гораздо дешевле его услуг.
- Агент может превысить свои полномочия и заключить сделку, не соответствующую параметрам, указанным в агентском договоре. Это не опасно, но влечет за собой некоторые хлопоты по аннулированию сделки и риски для имиджа принципала.
Что касается сделки на основании того, что агент превысил полномочия, она считается недействительной (ст. 183 ГК РФ).
Запрос котировок: что нужно знать об этом виде торгов
Запрос котировок входит в сферу действия закона от № 44-ФЗ — параграф 3 гл. 3 описывает основные правила проведения запроса котировок.
Запрос котировок может проводиться без применения электронных средств проведения торгов. Сегодня не все площадки имеют технические возможности для осуществления на них торгов путем запроса котировок.
Торги совершаются по принципу предложения наименьшей цены контракта. Участники торгов готовят заявки, передают их инициатору торгов. В определенное время производится вскрытие конвертов (при прямых предложениях) или инициатор торгов получает доступ к предложениям участников. Путем простого сравнения ценовых предложений выбирается поставщик или исполнитель по контракту.
Торги могут проводиться без применения ЭЦП, если они проходят путем прямого предложения, когда участники прибывают сами или передают пакет документов для участия в котировках через доверенное лицо. Один участник может подать только одно ценовое предложение.
Итоги
При участии в электронных торгах наличие электронной подписи — необходимое и обязательное условие, только если это не торги, проводимые компаниями, разрешающими проведение торгов без электронной подписи (при коммерческих торгах), или принципал не привлек к участию в торгах агента. Без электронной подписи можно участвовать и в прямых торгах, проводимых не на электронных площадках.
Источник https://journal.tinkoff.ru/love-me-tender/
Источник https://kb52.ru/articles/388-chto-delat-esli-zakazchik-trebuet-predostavit-bukhgalterskie-dokumenty
Источник https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/v_kakih_tenderah_uchastvuyut_bez_elektronnoj_podpisi/
Источник