Бюджетные инвестиции понятие и порядок предоставления

 

Оглавление

Осуществление бюджетных инвестиций

В связи с принятием Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) поменялся порядок финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений. Одним из видов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений стали бюджетные инвестиции.

Основные положения

Возможность предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям предусматривается статьей 79 Бюджетного кодекса.
Определение бюджетной инвестиции представлено в статье 6 Бюджетного кодекса. Согласно данному определению бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Для более точного определения, какие операции следует относить к бюджетным инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям Бюджетного кодекса. Такого рода необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения имущества и, например, любое основное средство, приобретенное бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых ему учредителем, является государственным (муниципальным) имуществом.
В пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса определено, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Кроме этого в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1204 (далее — Постановление N 1204). Данный документ предусматривает в 2011 году бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных и автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный порядок.
Рассмотрим определение материальных объектов, указанных в пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса и Постановлении N 1204. Определение объекта капитального строительства раскрывается в статье 1 Градостроительного кодекса. Согласно данной статье объект капитального строительства — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Определение понятий «здания» и «сооружения» представлено в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее — ОКОФ). Согласно данному документу:
— к подразделу «Здания (кроме жилых)» относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу;
— к подразделу «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений;
— к подразделу «Жилища» относятся здания, предназначенные для невременного проживания.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим порядок отражения бюджетных инвестиций в учете бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с пунктом 21 Инструкции «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н) хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств, выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида финансового обеспечения деятельности «6» (бюджетные инвестиции).
Согласно пункту 93 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее — Инструкция N 174н), объем выделяемых для бюджетных учреждений бюджетных инвестиций отражается на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы».
Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами определен приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н (далее — Приказ N 7н). Согласно пункту 2.1.2 данного приказа для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

1) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

2) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.
Аналогичная позиция содержится и в отношении автономных учреждений (пункт 2.1.3 Приказа N 7н).
Пример 1
Бюджетному учреждению определены бюджетные инвестиции в размере 12000000 руб. В первом квартале перечислена сумма в размере 5000000 руб. Бюджетное учреждение за счет бюджетных инвестиций осуществляет строительство здания. В отчетном периоде строительная организация выполнила один из этапов, связанных со строительством здания, стоимостью 40000000 рублей.
Дебет 6 205 81 560

В начале, необходимо определиться с понятием того, что такое правовая основа?

В широком смысле слова, правовая основа это обязательные нормы, установленные государством в области социальных, экономических, юридических и других видов отношений. То есть это свод правил обязательных для исполнения всеми, кто находится на территории конкретной страны.

Область права является инструментом регулирования и, по своей сути, оставляет значительный отпечаток на той сфере, к которой относится. От степени её развития во многом зависит успешность деятельности участников этой сферы.

Правовые основы инвестиционной деятельность это перечень правил и ограничений в сфере инвестирования, которые должны соблюдать все его участники.

Развитие правовых основ инвестиционной деятельности в России бурно началось с момента перехода нашей страны к условиям рыночной экономики. Это дало большой импульс для развития цивилизованных и правовых отношений. Также это послужило толчком для создания новых инвестиционных проектов и идей. А самое главное позволило изменить правовой статус участников данного процесса, включая вид и структуру инвестиционных отношений между ними.

Основным задачами правовой системы в сфере инвестиций являются:

  • повышение инвестиционной активности в стране и улучшение инвестиционного климата
  • гарантия стабильности и роста экономики
  • изменение структуры доходов государственного бюджета
  • обеспечение стратегии социально-экономического развития.

Приведённые выше тезисы работают в совокупности с общими правами участников инвестиционных процессов, как в нашей, так и в других странах по всему миру:

  • свободная и здоровая конкуренция на рынках
  • запрет на образование монополий
  • свобода движения капитала и информации
  • перед законом все равны
  • возможность обратиться в суд и отстаивать собственные интересы в случае несогласия с решением органов власти.

При переходе на рыночную экономику, правительству Российской Федерации потребовалось внести изменения в следующие пункты правовых основ инвестиционной деятельности в России:

  • изменение структуры инвестиций. Ведущая роль отдается собственным средствам организации. Средства государственной поддержки уходят на второй план и все реже носят безвозвратный характер
  • создание в больших количествах совместных инвестиционных проектов (совместные частные и государственные проекты)
  • создание новой амортизационной политики
  • создание стимулов для самофинансирования компаний
  • усиление контроля над государственными вложениями.

Правовые документы

Стоит понимать, что документы, регулирующие инвестиции могут быть разных уровней, однако, независимо от этого, обязательны для исполнения в полном объёме.

В отдельно взятом государстве могут действовать международные, государственные, региональные и местные акты. Применительно к нам, в России успешно функционируют международные соглашения и конвенции, в которые вступила, и которые ратифицировало наше правительство.

Федеральные документы, регулирующие правовые основы инвестиционной деятельности на территории Российской федерации:

  • конституция РФ
  • гражданский кодекс РФ
  • Федеральный закон № 39 – ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений»
  • законом «Об инвестиционной деятельности» от 1991 года. Основной правовой документ, описывающий права всех участников инвестиционной деятельности, меры по защите их вложений, а также инструменты госрегулирования этой сферы деятельности и полномочия государственных органов
  • Федеральный закон № 156 ФЗ «Об инвестиционных фондах»
  • Федеральный закон № 57 ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
  • Федеральный закон № 160 – ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Регулирует деятельность иностранных инвесторов на территории России
  • Федеральный закон № 46 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Самыми незначительными в части влияния на права участников инвестиционной деятельности являются региональные и местные акты и постановления. Действия таких документов распространяется не на всё территории страны, а на отдельно взятые округа, региона, города.

Также нельзя упускать из виду тот факт, что существуют отрасли хозяйства, которые обладают определенной спецификой и имеют собственные особенности регулирования. Для таких отраслей разработаны соответствующие документы:

  • постановление Правительства № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 18.09.2004г., которое направлено, в свою очередь, на повышение привлекательности страны для ведения инвестиционной деятельности на её территории
  • Федеральный закон №225 ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» от 19.05.2010 г., способствует улучшению налоговой политики в сфере инвестиций
  • закон № 208 ФЗ «Об акционерных обществах» от 28.12.2010г., формулирует права акционерных обществ при осуществлении инвестиций
  • Таможенный кодекс Таможенного союза.
Вам будет интересно  Инвестиционный проект: понятие, сущность, классификация и виды

Основы инвестиционного права в России

Правовые основы инвестиционной деятельности в России:

  • право приобретения активов по согласию и на условиях, обговоренных обеими сторонами сделки
  • право на самостоятельный выбор объемов и направлений запланированных вложений. Инвесторы вправе самостоятельно выбирать, сколько и куда им вкладывать
  • право на контроль собственных вложений (предоставление информации по всем инвестиционным операциям)
  • право на передачу прав собственности на личные вложения третьим лицам при согласии всех сторон
  • возможность льготного использования природных ресурсов и земельных участков
  • возможность применения финансового лизинг
  • право на владение собственными вложенными средства и результатами, полученными от инвестиций
  • обязательное наличие лицензии на право осуществлять желаемый вид деятельности
  • право на предоставление залога для получения кредитных средств
  • использование средств исключительно по целевому назначению и инструментами, не противоречащими действующему законодательству
  • возможность объединения участников рынка с целью создания самостоятельных инвестиционных фондов
  • право на занятие иными видами деятельности, не только инвестиционной.

Правовые ограничения

И в заключении рассмотрим правовые ограничения инвестиционной деятельности в РФ:

  • запрет на инвестирование в объекты, не отвечающие санитарным и экологическим нормам
  • запрет на инвестиционную деятельность способную нанести вред физическим и юридическим лицам страны на территории которой эта деятельность ведется
  • запрещается продолжать вести деятельность в случае банкротства инвесторов, стихийных и техногенных бедствий, введения режима чрезвычайного положения, а также в случае нарушения законодательства Российской Федерации.

Износ основных фондов за 2018 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда я задаю встречный вопрос: «А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:

  • собственная прибыль,
  • амортизация,
  • заемные средства,
  • эмиссия акций и облигаций,
  • средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  • здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  • линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  • некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации. Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  • увеличения стоимости активов государства;
  • повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  • восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  • снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции «Саларьево” до станции «Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ «Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги «Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 «Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  • проектные и изыскательские работы,
  • строительство,
  • реконструкцию,
  • реставрацию,
  • техническое перевооружение,
  • приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме «Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома «Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение «Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  • цель инвестирования;
  • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  • наименование объекта, его мощность;
  • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  • права и обязанности сторон сделки;
  • ответственность;
  • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Буду рада, если в ближайшие годы что-то изменится.

Бюджетный закон по инвестициям

Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 369-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040166) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 369-ФЗ);

Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 205-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, N 0001201707260042);

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 478-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2018, N 0001201812250106);

Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 259-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2019, N 0001201908020032) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096).

Принят
Государственной Думой
15 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
17 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты (абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) (абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 215-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

Вам будет интересно  Закон об иностранных инвестициях

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ);

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение (абзац дополнительно включен с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ);

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта.

(Абзац дополнительно включен с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании, на отношения, связанные с вложениями инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также на отношения, которые связаны с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

(Часть дополнительно включена с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ; дополнена с 21 июня 2010 года Федеральным законом от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 259-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Объекты капитальных вложений

1. Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

2. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

3. Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24_2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.

Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.

Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее — субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).

3. Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом (пункт дополнен с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

5. Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

6. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Статья 5. Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации

1. Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Статья 6. Права инвесторов

Инвесторы имеют равные права на:

осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ: в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;

использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Статья 8. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности

1. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 9. Источники финансирования капитальных вложений

Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

Статья 10. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 10_1. Особенности договоров аренды земельного участка, заключаемых в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Договором аренды земельного участка, заключенного в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, для строительства (создания) объекта недвижимости, в том числе многоквартирного дома (далее — договор аренды земельного участка), может быть предусмотрено заключение дополнительного соглашения о передаче арендодателю части помещений во вновь созданном объекте недвижимости в соответствии с установленным сторонами договора распределением между ними общей площади такого объекта недвижимости. Положения настоящей статьи не применяются, если арендодателями являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Существенными условиями указанного в пункте 1 настоящей статьи договора аренды земельного участка помимо установленных законодательством Российской Федерации для соответствующего вида договора являются:

1) обязательство лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, обеспечить передачу по результатам строительства определенной доли общей площади жилых и (или) нежилых помещений арендодателю в соответствии с соглашением, предусмотренным подпунктом 3 настоящего пункта, максимальный срок выполнения такого обязательства;

2) доля общей площади жилых и (или) нежилых помещений, которая должна быть передана в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

Вам будет интересно  Законы об инвестиционной деятельности и фондах: ФЗ 39 111 156 160

3) обязательство сторон договора аренды земельного участка в течение трех месяцев со дня получения разрешения на строительство заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, содержащее описание конкретных жилых и (или) нежилых помещений с указанием их местоположения на плане создаваемого объекта недвижимости и планируемой площади таких помещений в отношении каждого помещения, подлежащего передаче арендодателю лицом, заключившим договор аренды земельного участка, после получения таким лицом разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, в том числе наименование и (или) назначение строящегося помещения, номер этажа, на котором будет находиться такое помещение (если помещение входит в состав строящегося многоквартирного дома или иного многоэтажного здания, в том числе здания, имеющего подземные этажи), и номер помещения (при наличии);

4) обязанность лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, не распоряжаться до государственной регистрации дополнительного соглашения жилыми и (или) нежилыми помещениями (правами на жилые и (или) нежилые помещения), которые не подлежат передаче арендодателю в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

5) право лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, только после государственной регистрации дополнительного соглашения, указанного в подпункте 3 настоящего пункта, распоряжаться жилыми и (или) нежилыми помещениями (правами на жилые и (или) нежилые помещения), которые не подлежат передаче арендодателю в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта.

Что такое бюджетные инвестиции

В данной статье мы разберем термин «бюджетные инвестиции». Расскажем, какие формы бюджетных инвестиций существуют, для чего они используются и как работают.

Введение

Термином «бюджетные инвестиции» называются средства, которые государство вкладывает в различные проекты, увеличивая тем самым стоимость принадлежащего ему бюджетного имущества. Данные инвестиции делаются не просто так: за их счет предприятия и компании повышают свою эффективность, расширяют производство, создают новые направления, выходят на новые рынки и пр. Прибыль от этих вложений государство получает в виде акций (при инвестировании государство получает либо часть акций, либо контрольный пакет в зависимости от условий сотрудничества).

бюджетные инвестиции это

Суть термина

Инвестициями государства называют денежные вливания, которые делаются в компании с целью улучшения ее показателей. Причем показатели не обязательно должны быть финансовыми, они могут быть социальными, интеллектуальными, оборонными и пр. То есть рассматривать слово инвестиции в его классическом экономическом смысле тут нельзя. В классической экономике инвестиция означает вложение денег с целью получения прибыли, то есть вложение суммы ххх с целью получения ххх плюс некое значение, отличное от нуля. У государства подобная задача не ставится, хоть и подразумевается: например, правительство может решить сделать вливания в космонавтику, чтобы поднять рейтинг страны, продвинуть вперед науку и производство, то есть прямой цели в обогащении нет. Или же государство может заказать постройку новых танков, чтобы улучшить свою обороноспособность.

Инвестиции могут быть разными, например, капитальными, которые делаются в основной капитал, то есть могут быть потрачены на проведение реконструкции предприятия, на переоснащение и закупку нового оборудования, на постройку новых цехов, на разработку новых проектов и пр. Вложения делаются не просто так, а под какие-то конкретные цели и задачи, достигнуть которые необходимо к конкретному времени. Эти требования выдвигаются в инвестиционном проекте, который согласуется и утверждается двумя сторонами: инвестором и получающим помощь лицом (компанией).

Виды вложений

Существует несколько типов вложений. Вы должны понимать разницу между ними, чтобы суметь составить правильный проект и получить необходимые вам для развития денежные средства. Перечислим, по каким конкретно параметрам отличаются инвестиции:

  1. По типам объектов.
  2. По срокам инвестирования.
  3. По тому, из каких бюджетов происходит перечисление.
  4. По форме собственности у компании.
  5. По территориальным признакам и сферам экономики.
  6. По возможности государства участвовать в управлении проектом.

Также инвестиции можно разделить на реальные и финансовые. Первые относятся к капиталообразующим и могут быть как материальными, так и нематериальными. Соответственно, материальные вкладываются в объекты, которые можно пощупать: инструменты, недвижимость, транспортные средства и пр. Нематериальные являются интеллектуальными, они делаются в патенты, документацию, лицензии, подготовку кадров и пр. Вторые подразумевают вложения в ценные бумаги или депозитные вклады. Они могут быть прямые, портфельные и пр.

что такое бюджетные инвестиции

Прямыми называют вклады в покупку акций различных компаний, представленных на рынке, и их основная задача — это получение доступа к управлению и получение дивидендов. Портфельными называются вклады, которые делаются в ценные бумаги с целью получения прибыли. Это может быть приобретение долговых бумаг, векселей, паев и пр. Основное различие между вкладами в том, что прямой подразумевает покупку больше 10% акций или уставного капитала для управления компанией, а портфельные — меньше 10% без вмешательства в управление.

Как получить инвестиции

Теперь, когда вы знаете, что такое бюджетные инвестиции, рассмотрим, как их можно получить. Для этого ваша компания должна оформить пакет документов, в который в обязательном порядке должны входить:

  1. Документация по инвестиционному проекту.
  2. Экономическое обоснование для вложения.
  3. Технологическое обоснование по расходованию средств.
  4. Соглашение между исполнителем и заказчиком (компанией и государством).
  5. Документы, которые прописывают процедуру передачи активов.

То есть, по сути, вам необходимо составить детальный бизнес-план, обосновав, почему именно бюджет должен перечислить вам какие-то деньги. И если для госкомпаний получить инвестиции проще, то частнику, скорее всего, придется передавать контрольный или весомый пакет акций в пользу государства (муниципалитета).

Во что могут делаться вклады

Государство может распоряжаться деньгами только в рамках закона. При этом закон регламентирует, что получить бюджетные средства могут только муниципалитеты, государственные предприятия, бюджетные организации и частные компании. Передача осуществляется за счет государственного заказа, а основная задача — повышение капитала объекта вливания и их конечной стоимости. Соответственно, государство получает право собственности в компаниях, в которые оно сделало вливания, в размере сделанного вклада, наращивая национальные активы.

При получении инвестиций частниками они проходят по статье «бюджетные инвестиции юрлицам». Их смысл в том, что государство создает партнерство с частным бизнесом, вкладываясь в его уставной фонд и получая возможность управлять компанией (или влиять на политику руководства). Соответственно, государство будет получать прибыль, которая будет высчитываться в зависимости от доли вложений в уставной фонд. Управлять юрлицом в данном случае будет какой-то госорган, например, региональные власти или муниципалитет.

формы бюджетных инвестиций

Чтобы вклады были сделаны, проект должна оформить инвестиционная комиссия, затем государственная комиссия и правительство РФ. Суммарная доля частного капитала в проекте должна быть более 35 процентов (при условии, что это частная компания, разумеется, что в бюджетных предприятиях частные деньги не используются).

Внимание: инвестиционные и государственные комиссии рассматривают только те проекты, ценность которых больше пяти миллиардов рублей. Меньшие проекты их не интересуют.

Комиссия проводит отбор по следующим параметрам:

  1. Насколько проект важен для государства.
  2. Насколько проект интересен по экономическим показателям.
  3. Насколько он интересен государственному бюджету.
  4. Будет ли вложение иметь финансовую рентабельность.

При принятии решения комиссии изучают отрасль и имеющиеся в ней проекты, анализируют количественные аспекты и то, насколько проект важен для экономики РФ.

Откуда берутся деньги

Для реализации проектов государство использует бюджетные деньги, которые находятся в федеральном казначействе. Именно оно накапливает на своих счетах средства, которые в будущем будут на что-то направлены. Но кроме финказначейства вложения могут осуществляться и из других источников:

  1. Муниципальные и областные бюджеты.
  2. Государственные финансовые заведения (банки).
  3. Государственные фонды и кредитные компании.

Примечательно, что вложиться параллельно с государством в проект могут и частные лица, которые наблюдают за процессом. Это не запрещено делать, но компания должна подписать соответствующие документы и контракты. Более того, даже в один проект могут быть направлены финансы из разных госисточников, например, часть из казначейства, а часть из местного бюджета. Соответственно, работать с этими деньгами и отчитываться по ним нужно перед каждым вкладчиком по отдельности.

бюджетные инвестиции это

Вложения в бюджетные органы

Как мы уже писали выше, бюджетные инвестиции это способ нарастить общую стоимость госимущества. Традиционно они делаются в муниципальные и государственные предприятия, чтобы увеличить их стоимость. Как правило, деньги направляются на следующие цели:

  1. Постройка различных муниципальных и государственных структур.
  2. Покупка оборудования или недвижимости для подобных структур.
  3. Создание фондов, которые поддерживают работу госорганов.
  4. Реконструкция или капитальное восстановление объектов недвижимости.
  5. Поддержка работоспособности спортивных объектов.
  6. Расширение и поддержка муниципальной жилплощади.
  7. Телекоммуникационные системы и индустриальные объекты.

Вложения в частные компании

Государство имеет полное право делать вложения в частные компании для того, чтобы поддержать предпринимателей, улучшить инвестиционный климат и получить доход. Конечно, рассчитывать на подобное сотрудничество малому и среднему бизнесу не стоит: практика показывает, что вливания в основном делаются в крупные предприятия. Обычно сотрудничество происходит как партнерство между частной компанией и государственным предприятием. Деньги перечисляются в основной фонд, соответственно, прибыль не получается.

Внимание: при передаче ресурсов задействуются муниципальные компании, которые являются посредниками, контролируя справедливость распределения. Все вложения делаются целевыми и под конкретные проекты.

Как правило, при таком сотрудничестве создается новое юридическое лицо, в устав которого вносятся соответствующие параграфы. Подобный симбиоз государственных и частных компаний двигает индустрию вперед, позволяет эффективно распределить вложения и выбрать вектор движения отрасли.

Учет вкладов

Учет вкладов и их отражение в бухгалтерском учете ведется различным способом: многое зависит от региона, в котором совершается процесс. Как правило, деньги выдаются на основании контракта, который подписывается между двумя сторонами. Для контроля за эффективностью и целевым использованием инвестиций были созданы специальные инструкции. Так, деньги получают статус субсидии и перечисляются на счет компании. Соответственно, компания оприходует их и зачисляет на баланс. Их обеспечение проводится по следующей схеме:

  1. Государственный заказчик переуступает права на актив.
  2. Две стороны заключают контракт или соглашение.
  3. Производится перечисление денежных средств по программе предоставления дотаций.

Внимание: процедура регламентируется Минфином РФ и изданным им письмом №02-06-07/5397 от 2010 года. В данном документе имеется таблица соотношения счетов, помогающая создавать отчетность.

Отметим, что руководство или бухгалтерия компании должно строго соблюдать эти рекомендации. И если для бюджетных компаний допустимы легкие ошибки или нарушения, то в частных их лучше не допускать, чтобы не столкнуться с санкциями или внеочередными проверками. Компания должна регулярно отчитываться за полученные средства и вести учет поступлений согласно традиционной схеме.

Как вклады влияют на экономику

Последние исследования показывают, что большинство государственных и частных компаний нуждаются во вливаниях и капитальных вложениях. Инвестирование, как правило, направляется на военные нужды, а также на решение экономических и общественных вопросов. Также делаются вклады и в отраслевые компании, что позволяет им развиваться и приносить в бюджет больше денег. Основными приоритетами для России считается энергетика, сельское хозяйство и военная промышленность, поэтому и деньги направляются в эти сферы.

Если рассматривать реальную экономику, то можно увидеть, что если нет инвестиций в страну, отрасль или предприятие, то она приходит в упадок. Поэтому государство необходимо привлекать для работы с интересными проектами, тем более в нынешний кризис, который разразился после 2014 года. Но реальность такова, что Минфин старается вкладывать деньги не в местные компании и предприятия, а в ценные бумаги других государств. Да, так он сохраняет финансы и минимизирует риск потери, но при этом целые отрасли постепенно деградируют из-за отсутствия необходимых вложений, что может привести к финансовому коллапсу всей системы.

Источник http://laservirta.ru/osushhestvlenie-byudzhetnyh-investitsij/

Источник http://docs.cntd.ru/document/901727484

Источник http://101biznesplan.ru/spravochnik-predprinimatelya/terminy-i-ponyatiya/chto-takoe-byudzhetnye-investitsii.html

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья Самые лучшие советники 2019 года
Следующая статья Бизнес-идеи в Москве: ТОП-15 идей своего дела в Интернете и оффлайн