Госзакупки – начинаем и выигрываем

Госзакупки – начинаем и выигрываем

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на сайте.

Откройте расчётный счет для бизнеса бесплатно без визита в банк

Что такое госзакупки?

Государственные закупки — это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся субъектами малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота — не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Где проводятся госзакупки?

Госзакупки, как и все другие тендеры, проходят на специальных сайтах – электронных торговых площадках. Эти площадки были отобраны приказом Минэкономразвития, и сейчас их пять:

  • «Единая электронная торговая площадка» – www.roseltorg.ru
  • «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» — www.sberbank-ast.ru
  • «Индексное агентство РТС» – www.rts-tender.ru
  • «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» — www.zakazrf.ru
  • «ММВБ — Информационные технологии»

Кроме того, вся информация о проводимых торгах для госзакупок публикуется в ЕИС на официальном сайте размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) – www.zakupki.gov.ru. Заказчиками в рамках контрактной системы в сфере закупок являются государственные или муниципальные органы, а также казенные и бюджетные учреждения.

Все государственные и муниципальные заказы (кроме небольшого числа госзакупок, которые проводятся в закрытом режиме) размещаются в свободном доступе для неограниченного числа поставщиков. Кроме государственных площадок и официального сайта госзакупок существует еще около 500 различных сайтов, на которых собрана информация о разных тендерах: бюджетных и коммерческих. Некоторые из них бесплатны, а часть предоставляет доступ к информации по тарифам, дополнительно предлагая обучение, услуги и помощь в сопровождении тендеров.

Для того чтобы получить представление о порядке проведения госзакупок и поучаствовать в первых торгах, достаточно информации и на официальных сайтах. Попробуйте для начала самостоятельно разобраться в теме, но, по желанию, можно обратиться и к услугам специалистов-закупщиков.

Все официальные площадки предлагают подробные инструкции и дополнительное обучение для понимания процедуры госзакупок. Чтобы найти интересующий вас заказ, достаточно воспользоваться формой поиска по ключевому слову или искать торги по отраслям. Вот, например, как выглядит система поиска на электронной площадке Сбербанка:

Торговая площадка Сбербанка

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Электронная площадка Сбербанка

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Вам будет интересно  Учимся участвовать в тендерах. Подача заявки на участие в электронном аукционе

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика», то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

Госзакупки для начинающих: к чему нужно быть готовым

Госзакупки – начинаем и выигрываем

Участие в закупках кажется новичку сложным. Ему приходится изучить немало новых законов, понятий и процессов. Расскажем о том, на что нужно обратить внимание, прежде чем участвовать в закупках.

Основные понятия

Госзакупка — приобретение товаров, работ или услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В широком смысле включает в себя выявление потребности, поиск и выбор поставщика, а также подписание контракта и контроль за его выполнением.

Закупки бывают конкурентными и неконкурентными: поставщиков может быть много, и они соревнуются за подписание контракта с заказчиком, либо поставщик один. Тогда никакого конкурса нет, а закупка производится у единственного поставщика .

Конкурентные закупки называются также тендерами . Они могут быть конкурсными, а могут проводиться и без торгов. Конкурсными закупками являются аукцион и конкурс.

Аукцион — вид торга, когда заказчик указывает точные характеристики товара, а поставщики предлагают свои цены на этот товар. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если цена опускается до нуля, начинается аукцион на понижение, и выигрывает самая высокая цена. Причём в этом случае поставщик платит деньги заказчику, а не наоборот.

Конкурс — вид торга, когда поставщика выбирают не только по цене, но и по ряду других параметров. Заказчик указывает эти параметры в заявке и закрепляет их значимость. Далее подсчитывается соответствие того или иного поставщика критериям, указанным в заявке. И заказчик выбирает того, кто набирает максимальное количество баллов.

Закупки без торгов подразумевают, что поставщик назначает цену один раз и больше не меняет её. В этом случае поставщика выбирают с помощью запроса котировок или предложений.

Запрос котировок — запрос цен. Заказчик описывает условия закупки, поставщики оставляют заявки, где назначают свою цену. Побеждает тот, чья цена оказалась минимальной.

Запрос предложений — то же самое, что конкурс, только без конкурса. Поставщики оставляют заявки, заказчик сравнивает их не только по цене, но и по другим параметрам. Выигрывает тот, чьё предложение по максимуму соответствует требованиям заказчика.

Банковская гарантия — это обязательство банка уплатить заказчику деньги, если поставщик не выполнил контракт. После этого поставщик будет должен не заказчику, а банку.

Обеспечение заявки — это деньги, которые каждый участник вносит перед началом торгов. Внесённая сумма гарантирует, что он является добросовестным поставщиком и в случае победы подпишет договор. При проведении электронных торгов сумму обеспечения устанавливает заказчик.

Обеспечение исполнения контракта — это гарантия того, что поставщик выполнит обязательства. Эту сумму вносит только победитель торгов, с которым заключается контракт.

Электронная торговая площадка — это веб-ресурс, который обеспечивает взаимодействие покупателя и продавца в интернете.

С чего начать

Проанализировать законы

Деятельность в сфере закупок регулируют два закона. 44-ФЗ посвящён закупкам для государственных и муниципальных нужд, а по 223-ФЗ работают частники. Ознакомьтесь с этими законами и выделите то, что касается вас как поставщика: формы закупок, требования к закупкам, их обеспечению, особенности заключения контрактов, узнайте, кто контролирует вашу деятельность на электронных торговых площадках.

Приобрести электронную подпись

Участвовать в электронных торгах без электронной подписи нельзя — вы не сможете даже зарегистрироваться на ЭТП. Для участия в торгах нужна квалифицированная электронная подпись.

Зарегистрироваться на ЭТП

Госзакупки проводятся на портале ЕИС в сфере госзакупок и ещё на восьми электронных торговых площадках. Можно зарегистрироваться на всех площадках, чтобы найти своего заказчика. После этого можно начинать работу с ЭТП.

О том, как определять границы рынка, анализировать конкурентов и выбирать тендеры, мы писали в статье «Закупки: инструкция для начинающих».

Если компания существует недавно, ей следует позаботиться об обеспечении заявки и исполнения контракта. Проще говоря — прежде чем участвовать в торгах, нужно где-то взять деньги на участие. Можно взять коммерческий кредит в банке, воспользоваться специальными банковскими продуктами для участников госзакупок или попробовать получить государственные гарантии.

Незаконные схемы

Мошеннические схемы, которые явно нарушают закон или идут в обход него — главная опасность, которая подстерегает начинающего участника госзакупок. Проигранный тендер — меньшая из проблем, которую может создать участие в такой схеме. За нарушения закона в сфере госзакупок предусмотрена административная и уголовная ответственность: по ст. 14.32 КоАП РФ и по ст. 178 УК РФ.

Цель любой мошеннической схемы — обеспечить победу определённого участника. В схемах и сговорах могут участвовать любые участники торгов: поставщики, заказчики, органы власти, организатор торгов.

Незаконные схемы бывают нескольких видов:

  • картели — соглашения между поставщиками-конкурентами;
  • сговоры — их участниками может быть кто угодно;
  • отдельные схемы, которые используются в конкретных закупках или в качестве инструментов для реализации картелей и сговоров.
Вам будет интересно  Как участвовать в тендерах, чтобы найти новых клиентов

В картели объединяются несколько конкурентов, чтобы поделить рынок и не создавать друг другу помех. В результате каждый выигрывает тендеры на своей доле рынка, и все участники такого соглашения — в плюсе. Картели могут быть длительными, сезонными, одноразовыми — для победы в одной конкретной закупке с максимальной ценой, доход с которой получат все участники соглашения.

Помимо этого существуют «вертикальные» сговоры — это цепочка от производителя до розничного продавца. Цель такого сговора в том, чтобы жёстко закрепить цену и не допустить на рынок потенциальных конкурентов.

Скоординированный сговор управляется кем-то извне. Среди участников сговора самого координатора нет. Всю выгоду от торгов получает он, а все остальные участники выигрывают и проигрывают в торгах по заранее оговорённому плану.

Сговоры с властью или с заказчиком предусматривают победу одного заранее определённого поставщика, хотя торги проводятся под видом конкурса.

С подобными схемами борется Федеральная антимонопольная служба — ФАС. Подозрительным она считает следующие признаки:

  • Одинаковый или почти не меняющийся состав участников закупок одного профиля.
  • Один и тот же победитель или чередование победителей среди одинаковых участников закупок одного профиля.
  • Связи между участниками торгов на уровне руководства, учредителей, собственников, прошлое функционирование в составе одной команды, компании, холдинга, аффилированность и т.п.
  • Минимальное снижение цены, использование одинакового диапазона снижений цены одними и теми же участниками в разных закупках.
  • Формальное участие, без особых активностей и побед одной и той же компании в закупках с одинаковым составом участников.
  • Заточенная заявка: если заказчик указывает очень много мелких деталей, которые не имеют большого значения для цели закупки, вероятно, он договорился с каким-то поставщиком, который отвечает всем этим требованиям.

При подозрении на сговор ФАС проводит подробную проверку. Она может затянуться на несколько месяцев и затрагивает всех участников закупки, независимо от того, выиграли они или нет.

Те участники, которые нарушили антимонопольное законодательство, попадают в реестр недобросовестных поставщиков. После этого вернуться к участию в закупках очень сложно.

Как обезопасить себя

Перед тем как заключать договор, лучше обезопасить себя и проверить контрагента. Можно воспользоваться бесплатными сервисами от государственных структур: ФНС, Арбитражного суда, ФАС, Банка России, Росстата и других.

Но на проверку по всем параметрам может уйти слишком много времени. Ускорить процесс поможет «Астрал.СКРИН» , который делает всю работу за вас. Сервис проверяет контрагента по всем необходимым параметрам, выискивая информацию в официальных источниках. Если с вашим потенциальным партнёром что-то не так, сервис пометит скользкие места в отчётах.

Всегда проверяйте нового контрагента, чтобы защитить ваши деньги, репутацию и нервы.

Госзакупки vs. коммерческие тендеры: где проще участвовать и побеждать?

С каких закупок стоит начать предпринимателям? Чем отличается госзаказ от коммерческих тендеров? И где больше шансов столкнуться с мошенниками?

Госзакупки – начинаем и выигрываем

Объясняет руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center и преподаватель курсов по закупкам Дмитрий Казанцев.

Главное отличие

Правила проведения госзакупок описаны в законодательстве детальнее.

В законе 44-ФЗ, в рамках которого работают госзаказчики , подробно описаны:

  • требования к структуре заявки поставщика;
  • перечень документов, которые должен предоставить поставщик для подтверждения квалификации;
  • дополнительные требования к поставщику, когда он участвует в специализированных закупках. Например, если заказчик закупает товары или услуги для организации детского отдыха;
  • срок и порядок подписания договора.

В коммерческих закупках такой детализации нет, но это не значит, что в этой сфере нет законодательного контроля. Её регулируют статья 28 Гражданского кодекса и “Закон о защите конкуренции”. В этих документах закреплены общие правила проведения любой закупки. Плюс для любых торгов существует одинаковая процедура судебного обжалования.

В каких закупках проще участвовать и побеждать?

Участвовать проще в госзакупках. В законе 44-ФЗ подробно прописаны единые требования к поставщикам и перечень необходимых документов. На 90% эти документы состоят из деклараций. Поставщик должен показать, что он не банкрот, руководители не судимы, деятельность компании не приостановлена и т.д. Бывают специфические требования, но они встречаются не в каждой закупке и документы по ним предоставляются дополнительно. Поэтому подать документы для участия в госзакупке легче.

В закупках госкомпаний и естественных монополий (проходят по закону № 223-ФЗ) или коммерческих торгах ситуация другая. Заказчик имеет право установить дополнительные требования к поставщикам, которые могут принимать участие в закупке. Поэтому для каждой процедуры может потребоваться разные перечень документов.

Однако в госзакупках есть другой нюанс. Собрать документы действительно просто, но подтвердить соответствие товара довольно сложно. Госзаказчик может описать нужную продукцию в любых терминах.

Классический пример из сферы госзаказа: заказчик закупает офисную мебель. Она может быть сделана из разных материалов: дерева, стали или пластмассы. Заказчик же описывает требования в физических терминах: стул должен выдерживать давление 100 Па. Если поставщик не может подтвердить документами соответствие такому требованию, то его заявку отклонят по первой части. Заказчик же спокойно выбирает «своего» поставщика, который был готов к такой ситуации.

Вам будет интересно  Тиндер: как работает, как пользоваться, как общаться и знакомиться

В коммерческих закупках поставщик тоже подтверждает, что продукция соответствует требованиям заказчика. Но непонятные моменты он может уточнить до подачи заявки через запросы разъяснений. В госзакупках этот инструмент практически не работает. Кроме того, в коммерческом сегменте у поставщика больше шансов решить вопрос с некорректными формулировками закупочной документации в досудебном или судебном порядке.

Есть и политический нюанс. Закон 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, подразумевает добросовестность заказчика и возможность обмана со стороны поставщика. Поэтому участник госзакупки заранее находится в более слабой позиции, чем её организатор. Коммерческая же закупка — это процесс, в котором участвуют два равноправных с точки зрения закона субъекта предпринимательства.

В каких закупках участвовать дешевле?

Как правило, дешевле участвовать в коммерческих закупках. Основные расходы поставщиков связаны с необходимостью внести обеспечение заявки на время торгов, а затем в случае победы — обеспечения исполнения контракта.

Коммерческие заказчики не всегда просят обеспечение заявки, а если и просят, то меньше, чем в госзакупках. По закону 44-ФЗ госзаказчик обязан требовать такое обеспечение.

То же самое с обеспечением контракта. В коммерческих закупках оно меньше, а в некоторых случаях может быть использовано авансирование. Если заказчик закупает специфическое оборудование, то может заранее перечислить часть денег поставщику за него.

В госзаказе авансирование возможно, но за счет поставщика. В любом случае поставщик сначала вносит обеспечение контракта в виде денег на счет заказчика.

В каких закупках участвовать безопаснее?

Универсальной статистики нет. На стадии проведения торгов столкнуться с мошенничеством больше шансов в коммерческих закупках. Потому что заказчик может не подводить итоги и не объявлять победителя. На этой стадии у поставщика могут просить деньги за победу или что-то подобное. Это происходит редко, но случается.

В госзаказе все действия четко прописаны и заказчик не может сделать шаг в сторону. Конечно, возможны манипуляции с обеспечением заявки или схемы при аукционах, когда участников вынуждают снижать цену. Но все это не самое страшное.

Больше возможностей для мошенничества у госзаказчика появляется на стадии исполнения контракта. Если не платит коммерческий заказчик, то поставщик просто идет в суд и добивается денег.

Госзаказчики же могут использовать законные инструменты, чтобы не платить. Поставщик может поставить товары, которые не пройдут экспертизу заказчика. В такой ситуации у исполнителя мало шансов что-то доказать даже в суде.

Государство далеко не всегда гарантирует оплату выполненного контракта. Это происходит только в том случае, если выполнить два условия:

  • Есть бесспорные доказательства, что поставщик точно исполнил контракт. Для этого в закрывающие документы надо слово в слово копировать описание продукции из контракта. Это проще сделать с товарами, но сложно с работами. Заказчик вполне может заявить, что образовательные курсы не дали слушателям достаточных знаний.
  • Все документы заполнены и подписаны по правилам. Например, заказчик проводил конкурс, а по закону должен был аукцион. Ответственность несет поставщик. Если он поставил товар. а закупку признали недействительной, то ему не возместят убытки.

Поэтому бдительность надо сохранять при участии в любых видах закупок. Рекомендуем заранее проверять организатора торгов: как давно работает заказчик на рынке, не является ли он «заказчиком-однодневкой», как часто другие поставщики подают на него в суд и т.д.

Кроме того, во всех случаях лучше избегать устных договоренностей. Они возможно только с проверенными заказчиками, с которыми вы давно работаете.

Приведу два классических примера мошенничества в закупках:

  • Коммерческий заказчик просит сделать поставку, а подписать контракт обещает чуть позже. В результате поставщик остается и без товара, и без денег.
  • Госзаказчик уверяет, что можно поставить мебель из любого материала. Хотя в контракте речь идет о мебели из ДСП. После первой поставки заказчик начинает требовать исполнить контракт дословно. В итоге поставщик делает две поставки, а деньги получает только за одну.

С каких закупок лучше начать?

Лучше всего начинать с закупок государственных компаний и естественных монополий, которые проходят по закону 223-ФЗ. Такие торги сочетают плюсы регулируемого и коммерческого сегмента для поставщика.

Закупки по 223-ФЗ проходят по публичным и заранее известным правилам, поэтому в них довольно просто подать заявку. При этом заказчик по своему правовому статусу является обычной коммерческой компанией. Поэтому у поставщика больше шансов доказать свою правоту в суде, если что-то пойдет не так.

Когда же поставщик наберется опыта в закупках по 223-ФЗ, то сможет выбрать направление, которое ему больше подходит. Гибкость коммерческих закупок или жесткую систему госзаказа.

Если хотите разобраться в тонкостях закупочных правил, то рекомендуем пройти дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”.

Источник https://www.regberry.ru/malyy-biznes/goszakupki

Источник https://www.klerk.ru/blogs/astral/504819/

Источник https://umestentorg.com/law/goszakupki-vs-kommercheskie-tendery-gde-proshhe-uchastvovat-i-pobezhdat/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья Венчурное инвестирование для всех / Хабр
Следующая статья Сигналы Форекс бесплатно онлайн — в реальном времени