Биография инвестиций в Монголию: от одежды до нефти — Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы

 

Биография инвестиций в Монголию: от одежды до нефти

Биография инвестиций в Монголию: от одежды до нефти

Автор: Баабар

"Хулхи эх орончид" или лживые патриоты нанесли урон развитию страны.

В 1928 году иностранные инвесторы были изгнаны из Монголии. Первым западным инвестором в 1992 году стал «Тэмүүжин Менч» из Великобритании — фабрика одежды.

Цель этого инвестора заключалась в том, чтобы воспользоваться возможностью беспошлинного экспорта монгольской одежды в США в качестве дополнительного бонуса при присоединении к Всемирной торговой организации и экспортировать монгольскую продукцию в США.

Всего через несколько месяцев после ввода завода в эксплуатацию началось восстание. Люди потребовали равного распределения доходов среди всех рабочих. В результате оборудование было разбито и выброшено из окна. Полиция вмешиваться в происходящее не стала. Другими словами, монгольское государство не стало защищать собственность других. «Тэмүүжин Менч» быстро ушел из Монголии. Они основали фабрику во Внутренней Монголии и расширились, открыв много филиалов. С тех пор несколько швейных фабрик из Китая и Южной Кореи прибыли в Монголию, чтобы воспользоваться беспошлинным ввозом монгольской одежды в США, однако никому из них это не удалось.

Владельцы первых китайских ресторанов, открытых в Монголии, подверглись запугиванию и в конце концов заведения были закрыты.

Главный редактор газеты, организовавшей травлю«Тэмүүжин Менч», после этих событий приобрел жилье и даже построил для себя дом. Две женщины, которые участвовали в этом, также выиграли от этого. Они прославились в средствах массовой информации и были награждены как «патриотки».

На пике переходного периода инфляция увеличилась до 300 процентов и резко выросла безработица. Многие женщины, которые были наняты фабрикой, зарабатывавшей твердую валюту, вышли на улицы.

Каков был урок?

Вызов и привлечение иностранных инвестиций — это обман, а Конституция, в которой говорится, что собственность всех форм будет защищена государством, является ложью. Приходите, инвестируйте, но когда вы это сделаете, мы уничтожим вас. Многие считают Монголию опасным местом для инвестиций и плодородной почвой для действующих «патриотов», чья деятельность может быть очень выгодной.

Это то же стадо, которое льстило иностранным колонистам и клеветала друг на друга, а колонисты в то время грабили и оскорбляли страну почти 400 лет.

К 1996 году валютный резерв государства составлял около 6 млн. долларов США (сейчас он составляет 2 млрд. долларов США), а консолидированный бюджет государства составлял 250 млн. долларов США (в настоящее время — 7 млрд. долларов США), ВВП на душу населения — 350 долларов США (в настоящее время – 3779 доллалов ). Монголия считалась одной из беднейших стран мира.

Медный рудник «Эрдэнэт», который был единственным источником денежного потока (так сказать, дойной коровой) для страны, получал доход за счет падения цен на медь. Главным преимуществом был кашемир, однако объем производства кашемира был менее трех тысяч тонн, этого было недостаточно. Международные финансовые средства и пожертвования, финансирование международными банками и финансовыми учреждениями были ключевым источником средств к существованию для монгольской нации.

Возьмем пример Японии. В период 1990-2000 годов Япония предоставила Монголии льготный кредит в размере 1 млрд. долларов США. Каждому было ясно, что эта страна не сможет выбраться из той ямы, куда попала, без иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции являются внутренне инактивированными активами из-за рубежа и используются для получения прибыли и, таким образом, являются взаимовыгодными для обеих сторон.

Страны конкурируют друг с другом за потенциальные инвестиции. Сегодня страной, которая привлекла наибольшее количество иностранных инвестиций, являются США. Китайская Народная Республика прилагает усилия уже более 35 лет и занимает второе место. Даже штаты США конкурируют друг с другом за инвестиции. Основной трюк для привлечения иностранных инвестиций — это создание благоприятных условий для инвесторов, а также обеспечение стабильной правовой среды.

Парламент Монголии принял несколько законов специально для этого. Одним из них был закон об установлении соглашения о стабильности с любым, кто инвестирует более 20 миллионов долларов США. Эксперты похвалили Закон 1993 года о совместном использовании продукции и Закон о полезных ископаемых 1997 года в качестве одного из десяти правил в мире.

Однако инвесторы все еще игнорируют Монголию. Монгольское богатство не было исследовано и изучено. Такое исследование требует значительных инвестиций. Говорят, что геологическая промышленность сначала тратит огромные средства на разведку и «отдыхает», чтобы собрать фонд для добычи полезных ископаемых. В течение этого периода не было найдено ни одного источника финансирования для геологоразведки.

В 1997 году на геологоразведочные работы во всем мире было израсходовано 100 миллионов долларов США. Товарная цена падает, когда производство активируется. В 1998 году унция золота стоила 240 долларов США (на прошлой неделе цена превышала 1300 долларов США), медь стоила 1350 долларов США (стоимость превысила 8 тыс. долларов США пару лет назад, достигнув цены в почти 10 тыс. долларов США). Никто не хотел вкладывать деньги в то, что даже не было еще исследовано. После долгих уговоров маленькая компания под названием NESCOR приехала в Монголию, чтобы исследовать месторождение золота в провинции Зуунбаян Восточного Гоби. В 1988 году известный американский геолог Уильям К. Пенттила после анализа спутниковых изображений определил, что в Монголии существует зона полости с емкостью в шесть миллиардов баррелей. Было также мнение, что эта полость может оказаться абсолютно пустой.

Когда он приехал в Монголию и сообщил о потенциальном месторождении нефти в Монголии, монгольские власти посмеялись над ним и сказали: «Русские уже доказали, что нефти у нас нет».

В 1991 году Пенттила привез две “младшие компании” под названием «Нескор» и «Соко». “Младшая компания” означает небольшую компанию, которая исследует предполагаемое месторождение полезных ископаемых, осуществляет все геологические процессы и продает результаты исследований крупной компании, которая может добывать и использовать полезные ископаемые. «Соко» решила испытать удачу в восточной степи. Это был рискованный шаг, поскольку каждое бурение обходится примерно в 1 млн. долларов США. К 2000 году они потратили около 150 миллионов долларов США.

В 1998 году они открыли первые нефтяные выходы. Президент Монголии Очирбат Пунсалмаа окропил свой дээл (традиционная монгольская одежда) нефтью. Хозяин «Соко» Эдвард Т. Стори был счастлив. Он работал с энтузиазмом, стремясь найти большие резервы и передать депозиты глобальным гигантам. Он основал монгольско-североамериканскую бизнес-группу и возглавил ее. Он был почти «влюблен» в Монголию. Однако, когда компания выяснила, что запасы найденной нефти не так уж велики, монголы внезапно изменили свое поведение.

Разведка была увеличена в 20 раз после 2000 года. Монголы начали подозревать Эдварда Т. Стори в том, что он отправил около 50 тыс. тонн сырой нефти в Китай для нефтеперерабатывающего завода. С другой стороны, нецелесообразно строить нефтеперерабатывающий завод ради «капли» нефти. Монголия стала оказывать на него давление, когда Эдвард Стори не смог найти американские компании-гиганты, заинтересованные в депозите, ведь доказанных запасов не было. Говорят, что Эд Стори плакал, когда рассказывал о своем несчастье послу Монголии.

150 миллионов долларов США — огромный долг для такой компании как «Соко». В то время долг был равен государственному бюджету Монголии. Эд Стори договорился с китайским государственным предприятием (SOE) Дачин и продал депозит за половину реальной стоимости и убежал. Поскольку компания Дачин является SOE, она может игнорировать потери.

Социалистическая экономика?

После более чем десятилетнего бурения было определено, что глубина нахождения бассейна нефти Тамсаг составляет 3 тысячи метров. Другими словами, добыча нефти из него обойдется очень дорого. В настоящее время в Монголии добывается 400 тыс. тонн нефти. Тем не менее, спрос на монгольскую нефть составляет более миллиона тонн.

Дачин работает в убыток; однако действия по ее вытеснению уже начались. Судьба компании «Нескор», которая пришла на месторождение Зуунбаян, закончилась еще более ужасной трагедией.

Монголы не хотели заключать «эксплуататорское» соглашение о разделе продукции с Нескором. Разумеется, в пределах Монголии есть большие запасы нефти!

Такое соглашение означает, что инвесторы будут нести ответственность за все расходы и, если найдут полезные ископаемые, они будут разделены в соответствии с определенными принципами, прописанными в соглашении.

Монгольская сторона взяла на себя половину инвестиций, необходимых для разведки Нескора и пообещала окупить будущую продукцию. Это была оригинальная концепция соглашения Оюу Толгой, заключенного позже. Монголия проигнорировала тот факт, что должна разделить риск, если нефть не будет найдена. В итоге, к 1996 году Монголия имела долг размере 8 миллионов долларов.

В то время общий валютный резерв государства составлял чуть более 6 миллионов долларов США. Бывший премьер-министр Энхсайхан Мэндсайхан оказал давление на изменение этого соглашения как способа избежать долга. В соответствии с измененным Соглашением о разделе продукции, полную ответственность несли инвесторы. После пересмотра соглашения владелец компании «Нескор» погиб в результате несчастного случая. Наследники больше не захотели иметь дел с Монголией.

В Монголии тысячи страданий и проблем прикрываются фразами «понимаем», «не можем», эмоциями и патриотическими масками.

Была установлена система, в которой никто не был привлечен к ответственности за свои действия и эта система является хроническим заболеванием в Монголии.

Существует страна под названием Центральноафриканская Республика. Это бывшая колония Франции, численность ее населения — 4 миллиона человек, ее территория примерно равна территории Украины. Она также имеет огромные запасы алмазов, нефти, бокситов, урана и является одной из беднейших стран мира. Добыча там никогда не разрабатывалась, и только одна алмазная шахта, которая использовалась французами, стала полем битвы правителей разных поколений, сражающихся друг с другом.

Человек, совершивший переворот, провозгласил себя императором. Западные инвесторы боялись инвестировать в эту страну с нестабильной политикой. Если они вложат свои деньги в эту страну, местные жители начнут сражаться между собой, грабя инвестиции и стараясь свергнуть правительство, создавая хаос и беспредел. Поэтому никто не осмеливается ни инвестировать. ни разрабатывать имеющиеся месторождения.

Наивные Корея и Китай инвестировали в свои природные ресурсы, что стало причиной свержения правительства. Новый лидер объявил, что все соглашения, заключенные с иностранными инвесторами, будут пересмотрены с целью установления справедливости. Независимо от того, насколько тщательно они рассматривали соглашения, вероятно, никто не станет сейчас туда инвестировать.

Существует интернациональная песня, в которой поется о том. что «независимо от цвета кожи, мы все истекаем кровью».

Кыргызстан является «самой демократической» страной среди центральноазиатских республик бывшего Советского Союза. Это также самая бедная страна. ВВП на душу населения составляет менее 1 тыс. долларов США. Кумтор, один из самых крупных золотых рудников в мире, является единственным источником дохода для этой страны.

Канадская компания «Центерра Голд» инвестировала с 1994 года в разработку этого месторождения, запасы золота в котором оцениваются в 350 тонн (для сравнения – запасы золота в Бороо Голд оцениваются в 40 тонн, а месторождения Оюу Толгой — 1000 тонн), при этом рудник был введен в эксплуатацию в 1997 году. Поскольку шахта находится в труднодоступной горной местности, разработка месторождения была весьма дорогостоящей.

Киргизы заключили соглашение о владении 66-процентнами месторождения и долей будущей прибыли. В то время, когда цена на золото была низкой, это стало тяжелым бременем. Поэтому они пересмотрели соглашение и стали владеть лишь 16 процентами. Был увеличен налог. Однако цена на золото начала расти. Это привело к перевороту, установлению «справедливости». Кыргызстан стал владеть 34 процентами.

Цветная революция!

Новый президент начал использовать золотую руду Кумтора вместе со своими родственниками и братьями. Еще одно восстание и еще один государственный переворот. И на этот раз — бесцветная революция.

Вам будет интересно  Инвестиционная активность и динамика инвестиций в США (Курсовая работа)

Кыргызстан заработал около 2 млрд долларов с Кумторского рудника, поделился и выиграл. У властей был большой пирог, укравший прибыль. Если бы не шахта, эта страна бы голодала в переходный период. С ростом цен на золото споры усугубились. Была создана чрезвычайная комиссия.

Патриотические члены этой комиссии, в основном депутаты, потребовали полной национализации и конфискации шахты.

Поскольку правительство Кыргызстана осознало, что не может управлять этой шахтой, разработка которой требует передовых технологий, они сказали «нет» и получили прозвище узбекских метисов, которые продали свою родину.

В результате этого стоимость акций компании на международном рынке упала с 1,3 млрд. долларов США до 500 млн. долларов США и страна была готова к следующей революции, что не сулило ничего хорошего для киргизов.

Шахта Кумтор была как мячик для пинг-понга и повлияла на развитие страны; однако в итоге ни один из революционеров и патриотов не был привлечен к ответственности. Они называют это демократией.

Монголы называют могилы «Хиргисуур». Есть озеро под названием Хяргас. Говорят, что киргизы и монголы — братья с общим происхождением.

Стратегия структурных преобразований в экономике Монголии на рубеже XX — XXI веков Сосорбарамын Намсрайжав ( Монголия )

Стратегия структурных преобразований в экономике Монголии на рубеже XX - XXI веков

Сосорбарамын Намсрайжав ( Монголия ). Стратегия структурных преобразований в экономике Монголии на рубеже XX — XXI веков : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.14 / Сосорбарамын Намсрайжав; [Место защиты: Ин-т экономики РАН].- Москва, 2009.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-8/1268

Содержание к диссертации

Глава 1. Эволюция стратегии социально-экономического развития Монголии в пост социалистическом периоде 9

1.1. Реформирование монгольской экономики на первом этапе преобразований в 90-х годах XX столетия 9

1.2. Стратегические ориентиры и итоги развития Монголии на втором этапе преобразований в начале XXI века 28

Глава 2. Основные направления модернизации народнохозяйственного комплекса Монголии 50

2.1. Ориентиры промышленной политики 50

2.2. Энергоресурсы. Перспективы развития монгольской энергетики 58

2.3. Ресурсный потенциал развития горнодобывающей промышленности 69

2.4. Транспортная инфраструктура 77

2.5. Аграрная политика. Основные пути подъема аграрной экономики 95

2.6. Стратегия развития туризма 104

Глава 3. Участие иностранного капитала в экономической модернизации Монголии 108

3.1. Прямые иностранные инвестиции и международная экономическая помощь — основной ресурс инвестиций для модернизации отраслевой структуры народного хозяйства Монголии 108

3.2. Участие России в модернизации экономики Монголии 127

Список использованной литературы 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования. К началу XXI века Монголия преодолела системный кризис и вступила в фазу модернизации своего народного хозяйства.

К достижениям первого постсоциалистического периода можно отнести финансовую стабилизацию, преодоление гиперинфляции, формирование институтов демократических органов власти, свободу гласности, открытую внешнюю политику. Трансформационные процессы в Монголии осуществлялись под патронажем западных экспертов, разработавших в рамках МВФ две экономические программы в духе Вашингтонского консенсуса. Одним из побудительных мотивов выбора постсоциалистической модели, опираясь на рекомендации и внушительную зарубежную экономическую помощь, явились неудачи реформы в России и потеря Монголией надежного союзника и спонсора в лице СССР.

Помимо собственных трудностей вызовом для Монголии стала глобализация и новый миропорядок в Восточной Азии в результате возвышения Китая, испытывающего особый интерес к захвату монгольских ресурсов и к интеграции монгольской экономики в свою хозяйственную систему.

На нынешнем этапе трансформации Монголия постепенно отходит от концепции свободной рыночной конкуренции, реанимирует систему государственного регулирования, участия государства в разработке концепций и стратегии будущего развития, учитывая при этом особенности национальных традиций, самобытности монгольского менталитета, наличие внушительного ресурсного потенциала.

К Монголии в XXI веке помимо Китая обращено внимание России не только с позиций ее экономических интересов, но и в силу заинтересованности в появлении на своей восточной границе экономически развитого и надежного партнера и союзника в лице монгольского государства. Структурную политику современная Монголия выстраивает, ориентируясь в первую очередь на двух крупных соседей -Россию и Китай.

Предмет исследования — стратегия структурной политики Монголии на рубеже XX-XXI веков.

Объект исследования — ресурсы и динамика развития экономики Монголии в постсоциолистическом периоде.

Цель работы обобщить крупный ресурсный потенциал и на этой основе определить эффективные отрасли экономики, которые будут определять развитие страны в принципиально новых внутренних и внешних условиях.

В соответствии с предметом и поставленной целью в работе намечено решить следующие задачи:

— сравнение результативности двух этапов структурной
перестройки; подведение общих итогов хозяйственной реформы в 90-х гг.
— начале XXI века;

— комплексный анализ ресурсной базы и данных геологоразведки;
решение проблемы энергетической безопасности на основе модернизации
ТЭК и развития атомной энергетики;

— роль СЭЗ в повышении конкурентоспособности и технологического уровня экономики, развитие приграничного сотрудничества Монголии с Россией;

модернизация транспортной инфраструктуры;

участие государства в подъеме агропромышленной сферы;

стратегия развития туризма как одного из главных источников валютных накоплений;

участие иностранного капитала в структурной модернизации народного хозяйства в форме прямых инвестиций и ссудного капитала;

выявление возможностей для участия российского капитала в обновлении и развитии базисных отраслей монгольской экономики, в основном из граничащих с Монголией регионов РФ.

Методология исследования. Работа построена на комплексном подходе к изучаемой проблеме, принципе единства логического и исторического, позволяющего объяснить разнородные явления и выявить основные устойчивые связи, дать прогноз.

Теоретической основой послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области разработки моделей народнохозяйственной структуры, позволяющих повысить конкурентоспособность страны. Среди главных следует назвать труды российских ученых А.Г. Аганбегяна, А.И. Анчишкина, Н.В. Баутиной, О.Т. Богомолова, Л.Б. Вардомского, Р.С. Гринберга, СП. Глинкиной, А.А. Дынкина, Л.З. Зевина, В.В. Ивантера, Д.С. Львова, А.Д. Некипелова, В.М. Полтерович, Д.Е. Сорокина, С.Н. Сильвестрова, С.А. Ситаряна, Б.А. Хейфец. Из зарубежных ученых помощь в методологическом плане оказали труды Дж. Гелбрейт, Т. Линвид, А. Маршал, Дж. Кейнс, Дж. Сакс, К. Фримен, Р. Лукас, Г. Колодко, Ли Теин (КНР), Доминик Соль Чунг (Республика Корея). Монгольские ученые внесли весомый вклад в разработку стратегии экономической политики Монголии, в т.ч. Д. Балдан-Очир, Н. Дашзэвэг, Ц. Балболд, Ж. Жасрай, Л. Лхамсурэн, Л. Лхагва, П. Очирбат, Д. Моломжамц, Б. Тумэн, Б. Цэрэнбалжир.

В изучении проблем постсоциалистического периода в Монголии активно сотрудничали с монгольскими учеными представители

российского востоковедения: Л. Аносова, А. Гербова, А. Шурубович, Г. Гранваронский, М. Мещанинов, В. Ыазиров, М. Рощин, И. Севастьянов, А. Сотников, М. Тригубенко, Т. Якимова, Г. Яскина, чьи взгляды на процессы монгольской трансформации нашли отражение в работе.

В информационно—статистические источники включены годовые отчеты Центробанка Монголии, сообщения ГСУ, доклады МВФ, Всемирного Банка, ЮТЖСТАД, ЭСЬСАТО, программы, разработанные правительством Монголии в 2000г, 2002г, 2005г, 2007г., Концепция технологического прорыва Монголии в XXI век,

Основные ориентиры национального развития и сотрудничества Монголии на период 2015—2020 гг. — совместный труд ученых Монголии и Республики Корея, Стратегия среднесрочного развития Монголии до 2020 года, подготовленная по просьбе монгольского правительства учеными Академии народного хозяйства при правительстве РФ и Института международных экономических и политических исследований РАН в 2006г.

Степень разработанности темы. Отдельные аспекты системной трансформации на ее первом этапе нашли научное обобщение в трудах известных монгольских исследователей (Д. Балдан-Очир, Д. Моломжамц, Н. Дашзэвег, Б. Тумэн, В. Нацагдорж, Л. Лхагва). Однако нет обобщающих работ о системной трансформации и комплексного анализа топливно-минералогической базы монгольской промышленности, модернизация которых на основе использования иностранного капитала позволит стране сохранить устойчивое развитие экономики. Также нет работ по другим отраслям, определяющим будущее развитие страны, включая атомную энергетику, иностранный туризм, точек роста в 2-х крупных и перспективных СТЗ на границе с Россией и Китаем.

Научная новизна данного диссертационного исследования

определяется комплексным сравнительным анализом структурной трансформации монгольской экономики на рубеже веков и практическими выводами и рекомендациями по следующим проблемам:

— особенностям перехода от командно—административной к
рыночной экономике, активного участия экспертов МВФ в реализации в
Монголии шоковой терапии, в результате чего в стране разразился
глубочайший экономический кризис;

— выявлению источников экономического роста в начале XXI века и
влияния мирового кризиса на Монголию;

— необходимости постепенной структурной перестройки
промышленности, с сохранением ориентации на базовые отрасли, как
источник пополнения национального богатства;

— наличия сравнительных преимуществ в уникальных запасах
стратегически значимых полезных ископаемых. Доказано, что Монголия
нуждается в глубокой геологоразведке территории и привлечении в этих
целях российских геологических служб, долго и успешно работавших в
стране в 70—х — 80-х годах прошлого столетия;

выявлению новых источников энергоресурсов, целесообразности развития малой атомной энергетики на основе разработки собственных крупных запасов уранового сырья, привлечения российского оборудования и российских технологий к добыче урана и строительству АЭС.

доказательству целесообразности более широкого привлечения российских инвестиций, включая из граничащих с Монголией российских регионов.

Практическая значимость работы определяется ее теоретической новизной.

Выводы, включая основные концептуальные положения и рекомендации, могут быть использованы в работе министерства промышленности и торговли Монголии, при конкретизации основных положений стратегии на 2008-2012 гг., разработанной коалиционным правительством Монголии в 2007 году. Как пособие, диссертация может быть использована в преподавательской деятельности в ВУЗах Монголии и России по специальности 08.00.14 — Мировая экономика.

Апробация работы. Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации нашли отражение в пяти опубликованных работах, общий объем которых составляет 4,2 п.л.

Структура работы определяется логикой и целью исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включает 21 таблицу, 1 диаграмму.

Реформирование монгольской экономики на первом этапе преобразований в 90-х годах XX столетия

Монголия — единственная страна из азиатского крыла бывшей мировой системы социализма, которая прервала в 1990 г. ход развития социалистической формации. Политическая обстановка в стране была в те дни крайне сложной и острой, и это во многом объясняет неудачи и непоследовательность проводимых преобразований. Политическое руководство страной взяла на себя МНРП, которую затем сменила демократическая коалиция. В 2000 г. МНРП вновь вернулась к власти. Левый поворот, тем не менее, не грозил стране возвращением к тоталитаризму.

Хотя опыт Монголии по своему уникален, но она последовательно проходила все основные стадии разрушения командно-административной системы социализма, двигаясь к новому качеству жизни, общественно-политическому и экономическому устройству теми же путями, как и другие постсоциалистические страны. Монголия выбрала путь капиталистического развития и неуклонно следует этому курсу, несмотря на наличие ряда ошибок в экономической политике.

В экономической политике Монголия использовала рекомендации влиятельных международных организаций, которые опробовали свои методы на опыте других развивающихся стран. Получение крупных финансовых средств от них было возможно только при соблюдении требований Вашингтонского консенсуса. В содержание Вашингтонского консенсуса входят макроэкономическая стабилизация, сокращение бюджетного дефицита, жесткие ограничения кредитов и денежной эмиссии, скорейшая и всеобъемлющая отмена контроля за ценами, переход к пропорциям мировых цен, либерализация внутренней и внешней торговли, сплошная приватизация государственной собственности, т.е. почти всех госпредприятий.

Альтернативным вариантом экономической стратегии в противовес «шоковой терапии» Вашингтонского консенсуса могло бы стать усиление, а не ослабление роли государства в период реформ, приоритет не только на финансовую стабилизацию, но и на промышленную политику, что создавало бы условия для подъема экономики Монголии также за счет собственных накоплений.

«Шоковая терапия», как правило, не дает возможности проводить социально-ориентированные реформы, что было подтверждено на опыте Монголии на первом этапе.

Первый этап реформирования экономики состоял в достижении макроэкономической стабилизации жесткими монетаристскими методами в ходе выполнения международной Программы «Стэндбай», авансированной МВФ. Была осуществлена либерализация (отпуск) розничных цен, прекращено прямое государственное вмешательство в ценовую политику при отсутствии косвенных методов госрегулирования. Начала проводиться рестриктивная бюджетная политика: сокращены расходы на инвестиции и социальные нужды для уменьшения бюджетного дефицита. Началась девальвация национальной валюты и широкая приватизация госсобственности. Все вышеперечисленные меры, согласно требованиям МВФ, должны были быть осуществлены в чрезвычайно короткие сроки, с 1991 года до середины 1993 года1.

Вам будет интересно  Закон об иностранных инвестициях

Батаагин Цэрэнбалжир. Экономическая реформа в Монголии: первые итоги. — Некоторые проблемы современного социально-экономического развития и внешнеэкономические связи стран Восточной Азии. М., 2001.

По другой международной программе «ESAFT» — структурной перестройки» должен был начаться с 1994 г. экономический рост. Но в целом, результаты выполнения 2-х программ МВФ к середине 90-х гг. оказались более, чем скромные. Из достигнутого стало преодоление гиперинфляции, создание двухуровневой банковской системы. Несмотря на иностранную помощь, в экономике сохранился застой, а в некоторые годы был отрицательный рост ВВП. Трудности усугублялись тем, что процессы разрушения и перестройки экономического базиса начались одновременно с демонтажем политической системы, легализацией деятельности огромного количества мини партий, общественно-политических союзов и движений, которые постоянно боролись как между собой, так и с правящей в те годы МНРП за власть. МНРП продолжала, вплоть до поражения на выборах в парламент в 1996 г. следовать рекомендациям МВФ. Слабая критика неэффективности реформ, изредка появлявшаяся на страницах монгольской печати, не могла повлиять на выбор альтернативного курса преобразований.

Прошедшие после поражения коммунистов годы не отражали выход страны из затяжного экономического и политического кризиса, поэтому в 2000 году МНРП вновь победила на выборах в парламент, получив большинство мест (74 из 76). Всенародно избранный президент Монголии был также коммунист. Демократическая коалиция, не добившаяся успеха в рыночных реформах, потеряла доверие в обществе. Левый поворот в Монголии был более внушительным, чем в ряде стран ЦВЕ. Но, как и там, у монгольского правительства не было четкого ориентира; продолжались поиски собственной модели экономического развития на основе изучения уроков реформирования экономики, прежде всего негативного в 90-х гг. России и эффективного опыта Китая.

Стратегические ориентиры и итоги развития Монголии на втором этапе преобразований в начале XXI века

В Монголии в послекризисном периоде с начала XXI века развернулась активная работа по поискам более эффективной стратегии социально-экономического развития, в которой самое активное участие приняли отечественные, научные коллективы и международные организации, заинтересованных в широком развитии торгово-экономических и гуманитарных связей с Монголией. Среди подготовленных в 2004-2006 гг. проектов можно выделить «Программу национального развития на ближайшие 15 лет» (плод совместного труда Монгольской академии наук и правительственного Института развития Кореи (Сеул, Южная Корея), «Концепцию регионального развития», «Программу стабильного развития в XXI веке», «Стратегию роста ВВП и снижения уровня бедности» (подготовленной при поддержке Всемирного Банка и американского фонда «Вызов тысячелетия»).

В правящей МНРП и в оппозиционных партиях также имелись альтернативные программы среднесрочного развития Монголии. К разработке стратегии среднесрочного развития Монголии в XXI веке в 2006 г. были привлечены ведущие научные коллективы России, (Института экономики РАН, Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Института Востоковедения РАН). В рамках Минэкономразвития и торговли Российской Федерации в 2005-2007 гг. разработана концепция развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Монголией на период до 2010 года.

В программе Монгольской Академии наук, подготовленной в 2005 г. на период до 2020 года, было указано, что Монголия имеет возможность повысить уровень ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран.

Программа учитывает как мировые экономические тенденции, так и национальные особенности местной экономики. По мнению экспертов, «коньком» для Монголии должен стать горнорудный сектор, поскольку страна обладает значительными запасами минеральных ресурсов. Среди наиболее перспективных и богатых месторождений залежи меди, золота, цинка и коксующихся углей на юге и юго-востоке страны. Для Монголии сейчас складывается исторический шанс сделать экономический рывок, поскольку она расположена рядом со странами, потребляющими почти половину производимой в мире меди, а Китай резко наращивает еще и потребление сырья для металлургической промышленности, в том числе коксующихся углей и цинка. Ученые исходили из того, что в ближайшие 15 лет не ожидается резкого падения цены на медь, которая будет находиться в коридоре 2240-2755 долларов за тонну (при уровне себестоимости 1400-1800 долларов), а значит концентрация инвестиций в этот сектор вполне обеспечит стабильное развитие. Примерно такая же картина складывается и с двумя другими сырьевыми секторами, на которые делают акцент экономисты — добычей золота и производством кашемировых изделий. Желтый металл, по оценкам, в 2020 г. не станет дешевле, чем 303 долл. за унцию, а кашемир и тонкий войлок сохранят нынешнюю цену. В эти сектора эксперты и предлагают направить крупные инвестиции со стороны правительства, стран-доноров и других иностранных компаний и организаций. Более пристальное внимание надо также уделить туризму и экспорту мяса.

Все эти локомотивы смогут повысить уровень ВВП на долю населения с 400-450 долл. до почти 2000 долл., и тем самым позволят Монголии попасть в разряд среднеразвитых стран. При этом население вырастет до З млн человек, а число бедняков снизится вдвое, слишком велик разрыв между бедными и богатыми, и пока он только увеличивается. Но, если программа будет воплощена к 2020 г. большинство населения будут составлять люди со средним доходом. Кроме того, подразумеваются изменение структуры экономики и приближение ее к модели развитых стран с точки зрения соотношения секторов. В Монголии аграрный сектор составляет 30% (в развитых странах 22%), промышленный — 21% (в развитых странах 34%), а сфера услуг занимает 49% (в развитых странах 44%).

В основу программы легли проекты и стратегия как монгольского правительства, так и международных партнеров и доноров. В частности, учитывались: Концепция регионального развития, Программа стабильного развития в XXI веке, рекомендации ООН, а также Стратегия роста ВВП и снижения бедности, подготовленная при поддержке Всемирного банка и американского фонда «Вызов тысячелетия» .

Ориентиры промышленной политики

Дореволюционная Монголия не имела ни промышленности, ни современного транспорта. В начальном периоде создания основы национальной промышленности встречались большие трудности, связанные с отсутствием исходного промышленного фундамента и какого—либо опыта по развитию промышленного производства, кадров, с нехваткой трудовых и финансовых ресурсов, отсутствием железных дорог и других видов современного транспорта.

Формирование и развитие современной промышленности в период социализма прошло три этапы: Первый этап (1921-1940 гг.) характеризуется как переход от феодализма, на этом отрезке пути создавались основы промышленности, был ликвидирован частный сектор во всех его проявлениях и административно—командным методом началась внедряться социалистическая система ведения хозяйством, начали создаваться кустарно-промысловые артели путем кооперирования кустарей и ремесленников, привлечения ламов (будийских монахов) к производственной работе.

Строительство в 30—х годах прошлого столетия при помощи Советского Союза первых крупных промышленных предприятий имело большое социально-политическое значение, сыграло решающую роль в формировании национального рабочего класса, в подготовке кадров для промышленности.

Второй этап: 1940-1960 годы — трактуется в документах МНРП как этап строительства основ социализма. В этот период кроме расширения мощностей предприятий легкой промышленности заново создавалась пищевая промышленность.

В 50-е годы интенсивно развернулись геологоразведочные работы в целях расширения минерально-сырьевой и топливной базы промышленности. На базе вновь открытых месторождений полезных ископаемых за эти годы на акционерных началах с СССР создавались горнорудные предприятия. На акционерных началах с Советским Союзом была также построена ширококолейная железная дорога, УБЖД, создавшая благоприятные условия для дальнейшего развития промышленности, особенно в центральной части страны.

Третий этап охватывает 1960-е конец 1980 гг. характеризуется как начало масштабной индустриализации.

Именно на этом этапе развития индустриализации существенно изменилось географическое размещение промышленности. Наряду с развитием Улан-Баторского традиционного промышленного центра на карте Монголии появились новые промышленные города, в число которых входят города Дархан и Эрдэнэт в северной части и Чойбалсан на востоке страны. В эти годы были созданы топливно-энергетические комплексы и база строительной индустрии в Дархане-Селенгинском экономическом районе. Район Дархан был выбран для строительства нового промышленного центра в силу выгодного географического положения на основных магистралях, наличия крупных месторождений полезных ископаемых и водных ресурсов.

Четвертый этап развития промышленности с начала 90-х годов связан со сменой модели, переходом к рынку. После прекращения деятельности СЭВ и распада СССР началась трансформация отрегулированной модели сотрудничества Монголии с бывшими социалистическими странами.

До 1990г. экономика Монголии развивалась в условиях жесткой командно-административной системы на плановой основе. Монгольская экономика была интегрирована в экономику Советского Союза. На долю СССР к моменту его распада приходилось 78% внешнеторгового оборота страны, в том числе более 80% экспорта. То есть платежеспособность страны полностью зависела только от СССР.

В годы рыночных преобразований, проводимых в Монголии были созданы законодательные основы либерализации: закон о приватизации государственной собственности, закон о частном предприятии и предпринимательстве, закон о юридических лицах, закон о таможенных тарифах и закон об урегулировании валютных операций. Произошла резкая переориентация внешней торговли с рынков России и бывших социалистических стран на западные. Это был вынужденный шаг, поскольку монгольские предприятия не смогли получить в полном объеме необходимые сырье, материалы и оборудование для своего производства.

Серьезные финансово-экономические проблемы, возникшие в связи с переходом к рынку, отрицательно повлияли на промышленное производство. Ожидалось, что приватизация государственных предприятий может способствовать росту промышленного производства, обновлению их техники и технологий. К сожалению, этого не произошло, хотя сегодня более 70% государственной собственности приватизировано и передано в частные руки. Более половины приватизированных предприятий впоследствии обанкротились, оставшаяся часть работает не в полную мощность, а это значит, что выпуск продукции, и объем прибыли намного сократились по сравнению с тем временем, когда предприятия были государственными.

Прямые иностранные инвестиции и международная экономическая помощь — основной ресурс инвестиций для модернизации отраслевой структуры народного хозяйства Монголии

Монголия, как одна из наиболее слаборазвитых стран мира на всем периоде трансформации получала значительную льготную помощь от международных организаций и стран-доноров по линии ОДА — официальной помощи развитию. Инвестиционные средства, полученные Монголией по этой линии международного содействия в значительной мере направлялись на развитие и модернизацию реального сектора экономики. Несколько позднее в экономику страны пришел иностранный капитал в форме СП и концессий. Деятельность иностранного капитала, начиная с 1993 года, осуществляется в рамках Закона «Об иностранных инвестициях». Основными целями Закона об иностранных инвестициях являлись защита иностранных инвесторов от национализации и незаконной конфискации; выделение сектора хозяйственников и создание стимулов для иностранных инвесторов. Существенно упростилась процедура регистрации предприятий с участием иностранного капитала. Для них были установлены значительные налоговые льготы. Иностранное инвестирование по Закону может быть осуществлено в следующих формах: 1. Создание предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору или на условиях совместного предпринимательства; 2. Долевое участие в существующем монгольском бизнесе; 3. Получение прав на эксплуатацию природных ресурсов. Кроме льгот в налогообложении, существует ряд общих положений, направленных на стимулирование иностранных инвестиций, таких, как право перевода на родину прибылей и дивидендов. Машины и оборудование, являющиеся частью зарегистрированного капитала, принадлежащего иностранному инвестору, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налога с продаж. Совместные предприятия, получающие льготы в налогообложении делятся на категории в соответствии с отраслевой специализацией: — тепловые станции и ЛЭП, шоссе, железные дороги, авиаперевозки, инженерные строительные проекты и основные телекоммуникационные сети освобождаются от налогов на 3 года и имеют 50%—ные льготы в течение следующих 5-ти лет; — добыча и переработка полезных ископаемых (исключая драгметаллы), нефте- и угледобыча, металлургия, химическая промышленность, машины и электроника освобождаются от налогов на 5 лет и имеют 50%-ные льготы в течение следующих 5 лет. Виды бизнеса, экспортирующие более 50% своей продукции, поощряются 3-х летним освобождением от налогов, и 50%-ой скидкой в течение последующих 5 лет. Любой доход, повторно вложенный в дело, полностью освобождается от налогов. Все виды бизнеса, использующие иностранные инвестиции, имеют право на аренду земли. Другим важным документом для привлечения иностранного капитала является Закон о полезных ископаемых, вступивший в силу в 1997 г. В цели этого закона входит регулирование отношений, связанных с разведкой и разработкой всех видов полезных ископаемых, за исключением нефти, природного газа и водных ресурсов. Закон устанавливает лицензионный порядок проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых. Стимулирование иностранного инвестирования создало благоприятные условия для притока в страну ПИИ. В 1990-х гг., были созданы более 500 совместных предприятий. Среди иностранных инвесторов особое место традиционно занимает Япония. Взаимные визиты глав государств в 1991 и 1998 гг. стали важным побудительным мотивом в деле дальнейшего расширения монголо-японских отношений в торгово-экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной сферах, взаимодействия в международных делах. Япония оказывала Монголии помощь по преодолению трудностей, связанных с переходом экономики к рынку, стала главным ее донором для развития и обновления экономики. Средства в основном направлялись на развитие инфраструктуры, улучшение снабжения населения продуктами, на развитие образования и здравоохранения. С помощью Японии введены в эксплуатацию наземные станции космической связи «Интелсат», современной медицинской техникой оборудованы в Улан-Баторе 15 больниц, в аймачных центрах 25 больниц, в сомонных центрах 72. Япония финансировала ряд проектов: ТЭЦ-4 — в Улан-Баторе, расширение пограничной с Китаем железнодорожной станции «Замын Ууд». В 1995 году правительством Японии было принято решение об оказании помощи в обеспечении надежной работы теплоэлектростанции монгольской столицы. По условиям контракта, на средства безвозмездной помощи в размере 1,5 млрд иен в рамках двух первых этапов проекта были закуплены необходимое оборудование, запасные части, материалы, проведены работы по снижению загрязнения воздуха, улучшению условий работы и устранению перебоев в работе станции.

Вам будет интересно  Закон об иностранных инвестициях содержание, нюансы и пояснения - 2020

Экономика Монголии: описание и характеристики

Сегодня экономика Монголии развивается весьма динамично, страна является одним из самых перспективных рынков во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению экспертов Всемирного банка, Международного валютного фонда и других авторитетных организаций, эту страну относят к числу тех, в которых темпы экономического развития в ближайшее время будут одними из самых высоких. В частности, специалисты Всемирного банка считают, что в течение десяти последующих лет экономические показатели будут расти в среднем на 15 % каждый год.

Основные отрасли

Экономика Монголии сосредоточена в нескольких отраслях, это сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Это даже при том, что большая часть людей проживает в городах. Значительную часть промышленного производства страны составляют: уголь, медь, олово, молибден, золото и вольфрам.

При этом еще несколько лет назад в стране было огромное число бедных. Еще в начале 2010 года почти 40 % населения жили ниже уровня бедности. В последние годы этот показатель сокращается активными темпами.

В структуре ВВП экономики Монголии большую часть занимает добыча полезных ископаемых, составляя почти 20 %. Лесоводство, сельское хозяйство и рыболовство занимают приблизительно 17 %, более 10 % приносит розничная оптовая торговля и сфера транспорта. Своя доля в ВВП есть и у обрабатывающего производства, недвижимости, связи и информационных технологий.

Большая часть трудоспособного населения сосредоточена в сельском хозяйстве (более 40 %), около трети работает в сфере услуг, почти 15 % — в сфере торговли. Остальные люди работают на производстве, в частном секторе, горнодобывающей промышленности.

Тип экономики

Чтобы разобраться в финансовом устройстве этого государства, важно понять, какая экономика в Монголии. Она находится в стадии перехода из одного социально-экономического состояния в другое, занимая при этом некое промежуточное положение между развивающимися и экономически развитыми странами. В настоящее время Монголия относится к странам с переходной экономикой.

При этом в ходе процесса трансформации происходит преобразование структуры производства, отношений собственности, инструментов управления.

Экономика Монголии — это пример экономики переходного типа. Распад социалистической системы в конце XX века коснулся и этого государства. Во всех странах, ранее входивших в соцлагерь, начался переход на рыночные отношения. Необходимость срочных реформ в стране созрела еще в 80-е годы. Перестройка, начавшаяся в Советском Союзе, только ускорила этот процесс. Масштабные социально-экономические преобразования начали осуществляться после 1991 года.

Монголия — страна с переходной экономикой, которая активно развивается в последнее время. Здесь присутствуют все основные критерии для государства, находящегося на переходном этапе своего социально-экономического развития. Это приватизация и реорганизация, макроэкономическая стабилизация, либерализация. Построение рыночной экономики в Монголии — конечная цель, которую сегодня можно считать частично достигнутой.

Природные ресурсы

Для экономического развития Монголии природные ресурсы имеют большое значение, их здесь действительно много.

В частности, в стране три крупных месторождения бурого угля, на юге обнаружен каменный уголь высокого качества, геологические запасы которого, по предварительным оценкам, составляют несколько миллиардов тонн. Уже давно успешно разрабатываются месторождения плавикового шпата и вольфрама, считающиеся средними по количеству запасов.

В горе Сокровищ добывают медно-молибденовую руду. Открытие этого полезного ископаемого привело к строительству крупного горно-обогатительного комбината, вокруг которого вырос целый город. Сегодня в Эрдэнэт проживает почти сто тысяч человек.

Важное место в экономическом развитии Монголии занимает одно из крупнейших в мире месторождений золотой руды, имеющее название Оюу-Толгой. В последнее время интерес инвесторов к этой стране повысился, так как большая часть земель здесь до сих пор геологами не изучена, значит, многие полезные ископаемые так до сих пор и не найдены.

Промышленность и машиностроение

Основные отрасли промышленности в экономике Монголии — это текстильное, суконное, шерстяное, кожевенное, овчинно-шубное, мясоперерабатывающее производство, производство строительных материалов. Страна занимает второе место в мире по производству кашемировой шерсти.

Машиностроение появилось сравнительно недавно, но уже успело занять определенное место в экономике Монголии. В стране в 2006 году вышел на линию первый троллейбус, выпущенный монгольскими инженерами. С 2009 года начался выпуск дуобусов — это транспортное средство, которое объединило в себе автобус и троллейбус, который может использоваться как на маршрутах с контактной сетью, так и без нее.

В 2012 году монгольскими инженерами был собран первый самолет в стране для национального перевозчика. В 2013 году совместно с Белоруссией удалось договориться о совместном производстве тракторов, также работают предприятия по выпуску дельталетов и автожиров. Сейчас планируется запустить компанию по выпуску трамваев на резиновых колесах. Это будет принципиально новый вид общественного транспорта, который сможет за один раз перевозить от 300 до 450 пассажиров.

Сельское хозяйство

Характеризуя кратко экономику Монголии, следует уделить достаточно внимания сельскому хозяйству. В стране суровый континентальный климат, поэтому данная отрасль остается уязвимой к холодам, засухе и другим стихийным бедствиям. В стране катастрофически мало пахотных земель, при этом около 80 % территорий используются под пастбища.

Выпасом домашнего скота занято большинство сельского населения. Преимущественно здесь разводят коз, овец, верблюдов, лошадей, крупный рогатый скот. Стоит отметить, что это единственное современное государство в мире, в котором среди основных отраслей экономики до сих пор остается кочевое животноводство.

По количеству скота на душу населения Монголия занимает первое место в мире. Также здесь выращивают картофель, пшеницу, арбузы, помидоры, различные овощи. В целом, пахотных земель мало, в основном, они сосредоточены вокруг крупных городов на севере страны.

В последнее время большая часть скота сконцентрировалась в руках нескольких влиятельных семей. С 1990 года действует закон об иностранных инвестициях, который позволяет владеть акциями различных монгольских предприятий гражданам других государств. Также были приняты новые законы, касающиеся банковских операций и налогообложения, долговых обязательств и кредитов.

Транспорт

В стране развит железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт. Решение о строительстве железной дороги было принято в 1915 году. Сейчас в стране две основные магистрали для поездов.

Монгольская железная дорога соединяет страну с Китаем, это кратчайший путь между Европой и Азией. Общая протяженность дорог приближается к двум тысячам километров.

Общая протяженность водных путей в стране всего около 600 километров. Судоходными считаются реки Орхон и Селенга, озеро Хубсугул. Монголия вторая страна в мире по площади (после Казахстана), которая не имеет прямого выхода ни к одному океану.

Но этот факт не помешал ей в 2003 году зарегистрировать собственный судовой регистр. Сегодня под монгольским флагом ходит уже примерно 400 судов, ежемесячно их число стремительно увеличивается.

Автомобильные дороги

Большинство автомобильных дорог здесь грунтовые или гравийные. Большинство дорог с твердым асфальтовым покрытием находятся в районе Улан-Батора, они ведут к китайской и русской границам.

Общая протяженность дорог в стране составляет почти 50 тысяч километров. Из них менее 10 тысяч километров — это дороги с твердым покрытием. В настоящее время в стране активно строят новые магистрали и модернизируют старые.

Авиация

В политике Монголии в экономике важную роль занимает авиационный транспорт. Всего в стране 80 аэропортов, при этом только 11 имеют посадочные полосы с твердым покрытием.

При этом расписание вылетов крайне нестабильное. Из-за сильных ветров рейсы постоянно отменяют или переносят. В Монголии официально зарегистрировано десять авиакомпаний, которые владеют 30 вертолетами и приблизительно 60 самолетами.

Существует воздушное такси — специальное средство общественного транспорта, которое перевозит пассажиров за фиксированную плату. От чартерных и других коммерческих рейсов воздушное такси отличается своей простотой. Например, отсутствует процедура длительной регистрации, время ожидания посадки минимальное. Как правило, достаточно прибыть в аэропорт за четверть часа до вылета, чтобы пройти все сокращенные процедуры таможенного контроля и оформления.

На таких воздушных судах нет стюардесс, кухонь и туалетов. В большинстве случаев в качестве таких такси используются малолитражные самолеты, а также вертолеты средней и малой грузоподъемности.

Туризм

Монголия активно стремится развивать туризм. В стране построено достаточно много гостиниц, путешественников, желающих приехать в эту экзотическую страну, становится все больше. Здесь есть два горнолыжных курорта, к тому большое количество исторических памятников буддийских монастырей, нетронутая природа.

Из иностранных туристов в Монголию приезжает больше всего гостей из России, Китая, Южной Кореи, Соединенных Штатов Америки. Также можно встретить достаточно много путешественников из Германии, Франции и Австралии.

В стране действует примерно 650 туроператоров, готовых обеспечить прием около одного миллиона туристов в год.

Экспорт

Важное место в экономическом развитии государства играет экспорт. Основными товарами, которые отправляют за границу, является концентрат молибдена и медь, кашемир, флюорит, кожа, шерсть, одежда, мясо. Недра страны богаты минеральными ресурсами. В частности, здесь много запасов олова, железной руды, угля, урана, меди, цинка, нефти, фосфора, молибдена, золота, вольфрама, полудрагоценных камней.

При этом более 80 % монгольского экспорта отправляется на территорию Китая. На втором месте — Канада. От 1 до 4 % доли экспорта приходится на страны Европейского Союза, Россию, Южную Корею.

Данное положение стало меняться после 2012 года, когда Монголию перестала устраивать экспортная зависимость от Китая. Правительство начало приостанавливать отдельные проекты сотрудничества с Поднебесной. Считается, что одним из поводов для этого стали попытки крупной китайской алюминиевой компании получить контрольный пакет акций одного из крупнейших монгольских поставщиков угля на территорию Китайской народной республики.

Импорт

В первую очередь в страну импортируют индустриальное и промышленное оборудование, нефтепродукты, потребительские товары.

Примерно треть импорта приходится на поставки из Российской Федерации, второе место прочно занимает Китай. Также массово в Монголию поставляют товары из Южной Кореи и Японии.

Монголия стремится постоянно избавляться от импортной зависимости. В частности, планируется в ближайшем будущем открыть первый на территории государства нефтеперерабатывающий комбинат.

Финансовый сектор

Официальная денежная единица Монголии называется монгольский тугрик. В настоящее время за один российский рубль можно купить 38 тугриков. Собственная валюта в стране появилась только в 1925 году. Причем денежные знаки изначально были изготовлены в Советском Союзе.

В большинство банков можно пользоваться кредитными картами, пункты обмена есть во всех гостиницах страны. Также в качестве оплаты здесь без проблем принимают чеки путешественника.

В 1991 году была открыта Монгольская фондовая биржа.

Доходы населения

На 2017 год средняя заработная плата в стране составила 240 тысяч тугриков в месяц, то есть менее шести с половиной тысяч рублей.

При этом в стране введен минимальный размер оплаты труда. Самую низкую почасовую или ежемесячную оплату труда по законодательству устанавливается правительство. В 2017 году минимальный размер оплаты труда как раз и составил 240 тысяч тугриков в месяц. При этом в Монголии только 7 % населения получает минимальную заработную плату. По сравнению с 2013 годом минимальный размер оплаты труда увеличился на четверть.

Источник http://asiarussia.ru/articles/19938/

Источник http://www.dslib.net/economika-mira/strategija-strukturnyh-preobrazovanij-v-jekonomike-mongolii-na-rubezhe-xx-xxi-vekov.html

Источник http://dpa1.ru/ekonomika/ekonomika-mongolii-opisanie-i-xarakteristiki/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья Самые лучшие кредитные карты 2021 года: отзывы и рейтинг | Какую кредитную карту лучше оформить
Следующая статья Инвестор — кто это такой? Виды деятельности, качества и цели