О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 02 августа 2019.

Оглавление

Федеральный закон о защите инвестиций

О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

(с изменениями на 31 июля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 212-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.07.2020, N 0001202007200055);

Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310056) (о порядке вступления в силу см. статью 27 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ).

Принят
Государственной Думой
24 июля 2019 года

Одобрен
Советом Федерации
26 июля 2019 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ, определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ, регулирует возникновение и обращение утилитарных цифровых прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также выдачу и обращение ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с инвестированием способами, не предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) инвестиционная платформа — информационная система в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы;

2) инвестиции — денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта путем приобретения предусмотренных настоящим Федеральным законом ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа;

3) деятельность по организации привлечения инвестиций — оказание услуг по содействию в инвестировании и услуг по привлечению инвестиций с использованием инвестиционной платформы;

4) инвестор — физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по содействию в инвестировании;

5) лицо, привлекающее инвестиции, — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций;

6) участники инвестиционной платформы — инвесторы, лица, привлекающие инвестиции, а также лица, указанные в части 9 статьи 8 настоящего Федерального закона;

7) оператор инвестиционной платформы — хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций и включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ;

8) инвестиционное предложение — предложение лица, привлекающего инвестиции, заключить с ним договор инвестирования;

9) договор инвестирования — договор между инвестором и лицом, привлекающим инвестиции, по которому осуществляется инвестирование с использованием инвестиционной платформы способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом;

10) утилитарные цифровые права — цифровые права, указанные в частях 1 и 3 статьи 8 настоящего Федерального закона;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

11) раскрытие информации оператором инвестиционной платформы — обеспечение доступности информации неопределенному кругу лиц путем размещения информации в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте, владельцем которого является оператор инвестиционной платформы;

12) предоставление информации оператором инвестиционной платформы — действия оператора инвестиционной платформы, направленные на получение информации участниками инвестиционной платформы и (или) передачу информации участникам инвестиционной платформы;

13) мобильное приложение — программное обеспечение, применяемое физическими лицами с использованием технического устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для доступа к инвестиционной платформе.

2. Понятия "контролирующее лицо" и "подконтрольное лицо (подконтрольная организация)" используются в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Статья 3. Деятельность по организации привлечения инвестиций

1. Деятельность по организации привлечения инвестиций осуществляется на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании. Услуги по привлечению инвестиций могут быть оказаны только лицам, соответствующим требованиям статьи 14 настоящего Федерального закона.

2. По договору об оказании услуг по привлечению инвестиций одна сторона (оператор инвестиционной платформы) обязуется в соответствии с правилами инвестиционной платформы предоставить другой стороне (лицу, привлекающему инвестиции) доступ к инвестиционной платформе для заключения с инвестором договора инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы.

3. По договору об оказании услуг по содействию в инвестировании одна сторона (оператор инвестиционной платформы) обязуется в соответствии с правилами инвестиционной платформы предоставить другой стороне (инвестору) доступ к инвестиционной платформе для заключения с лицом, привлекающим инвестиции, договора инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы.

4. Если это предусмотрено правилами инвестиционной платформы, плата за оказание услуг по привлечению инвестиций и (или) плата за оказание услуг по содействию в инвестировании не взимается.

5. Договор об оказании услуг по привлечению инвестиций и договор об оказании услуг по содействию в инвестировании являются договорами присоединения, условия которых определяются оператором инвестиционной платформы в правилах инвестиционной платформы.

6. Оператор инвестиционной платформы обязан установить лицо, с которым заключается договор об оказании услуг по привлечению инвестиций или договор об оказании услуг по содействию в инвестировании. При этом оператор инвестиционной платформы вправе устанавливать таких лиц и (или) обновлять информацию о них с использованием сведений, полученных из единой системы идентификации и аутентификации.

7. Оператор инвестиционной платформы до заключения договора об оказании услуг по содействию в инвестировании обязан получить от инвестора — физического лица подтверждение того, что он ознакомился с рисками, связанными с инвестированием, осознает, что инвестирование с использованием инвестиционной платформы является высокорискованным и может привести к потере инвестиций в полном объеме, и принимает такие риски.

8. Оператор инвестиционной платформы представляет в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) отчеты об осуществлении деятельности по организации привлечения инвестиций в порядке, форме и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России.

Статья 4. Правила инвестиционной платформы

1. Оператор инвестиционной платформы вправе осуществлять деятельность по организации привлечения инвестиций при условии раскрытия правил инвестиционной платформы в соответствии с требованиями статьи 15 настоящего Федерального закона.

2. В правилах инвестиционной платформы должны содержаться:

1) условия договора об оказании услуг по привлечению инвестиций и договора об оказании услуг по содействию в инвестировании;

2) порядок присоединения к договору об оказании услуг по привлечению инвестиций и (или) к договору об оказании услуг по содействию в инвестировании, включая порядок установления лиц при заключении таких договоров;

3) требования к участникам инвестиционной платформы;

4) способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы;

5) требования к содержанию инвестиционного предложения;

6) порядок принятия инвестиционного предложения;

7) сроки передачи денежных средств участникам инвестиционной платформы с номинального счета, открытого оператору инвестиционной платформы;

8) размер вознаграждения оператора инвестиционной платформы или порядок его определения либо указание на отсутствие вознаграждения;

9) состав информации, раскрываемой оператором инвестиционной платформы, а также порядок и сроки раскрытия такой информации;

10) порядок обмена информацией между инвесторами с использованием инвестиционной платформы;

11) порядок применения мобильного приложения либо указание на то, что для доступа к инвестиционной платформе не применяется мобильное приложение;

12) иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Правила инвестиционной платформы могут содержать не предусмотренные настоящим Федеральным законом положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону.

4. Оператор инвестиционной платформы вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила инвестиционной платформы. При этом такие изменения не могут распространяться на отношения между участниками инвестиционной платформы и оператором инвестиционной платформы, возникшие до вступления в силу таких изменений.

5. Правила инвестиционной платформы и вносимые в них изменения утверждаются оператором инвестиционной платформы. Изменения, вносимые в правила инвестиционной платформы, вступают в силу не ранее чем через пять дней после дня раскрытия информации об этом в соответствии с требованиями статьи 15 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы

Инвестирование с использованием инвестиционной платформы может осуществляться следующими способами:

1) путем предоставления займов;

2) путем приобретения эмиссионных ценных бумаг (далее — ценные бумаги), размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;

3) путем приобретения утилитарных цифровых прав;

4) путем приобретения цифровых финансовых активов.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ)

Статья 6. Ограничения на привлечение инвестиций

1. В течение одного календарного года одно лицо может привлечь с использованием инвестиционных платформ инвестиций на сумму, соответствующую значению (подпункт 4 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), при котором в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" составление и регистрация проспекта ценных бумаг не являются обязательными.

2. Ограничения, установленные частью 1 настоящей статьи, не распространяются на публичные акционерные общества, привлекающие инвестиции путем приобретения инвесторами утилитарных цифровых прав и (или) цифровых финансовых активов.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

3. Если инвестирование с использованием инвестиционной платформы осуществляется путем приобретения размещаемых ценных бумаг, такие ценные бумаги могут размещаться только путем закрытой подписки в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а защита прав и законных интересов инвесторов осуществляется с учетом положений Федерального закона от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

4. Оператор инвестиционной платформы обязан осуществлять контроль за соблюдением ограничений, установленных частью 1 настоящей статьи, в отношении лица, привлекающего инвестиции, при каждом привлечении им инвестиций с использованием инвестиционной платформы этого оператора.

Статья 7. Особенности инвестирования физическими лицами

1. Оператор инвестиционной платформы может предоставить возможность физическому лицу инвестировать в течение одного календарного года денежные средства с использованием этой инвестиционной платформы с учетом инвестирования такого физического лица в тот же период с использованием иных инвестиционных платформ, в сумме не более 600 тысяч рублей, если иное ограничение не предусмотрено федеральными законами.

2. Ограничение, указанное в части 1 настоящей статьи, не распространяется:

1) в отношении граждан, которые являются индивидуальными предпринимателями, и (или) физических лиц, признанных оператором инвестиционной платформы квалифицированными инвесторами в соответствии со статьей 51_2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

2) в отношении физических лиц при приобретении ими утилитарных цифровых прав по договорам инвестирования, заключенным с публичным акционерным обществом.

3. Признание физического лица квалифицированным инвестором осуществляется по его заявлению оператором инвестиционной платформы.

4. Оператор инвестиционной платформы обязан осуществлять контроль за соблюдением ограничения, установленного частью 1 настоящей статьи, в отношении физического лица (гражданина) при каждом его инвестировании с использованием инвестиционной платформы этого оператора. Контроль, предусмотренный настоящей частью, осуществляется оператором инвестиционной платформы на основании заверений физического лица (гражданина) о соблюдении указанного ограничения, представляемых в порядке, предусмотренном правилами инвестиционной платформы.

5. Последствием инвестирования с использованием инвестиционной платформы гражданином, который не является индивидуальным предпринимателем, и (или) физическим лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного физического лица квалифицированным инвестором, с превышением ограничения, указанного в части 1 настоящей статьи, является возложение на оператора этой инвестиционной платформы обязанности по требованию указанного физического лица (гражданина) приобрести у него имущественные права, ценные бумаги, утилитарные цифровые права и (или) цифровые финансовые активы, приобретенные в этой инвестиционной платформе, на сумму такого превышения. Предусмотренное настоящей частью последствие не применяется в случае, если физическое лицо (гражданин) дало оператору инвестиционной платформы недостоверные заверения о соблюдении ограничения, указанного в части 1 настоящей статьи. Иск о применении последствия, предусмотренного настоящей частью, может быть предъявлен инвестором в течение одного года с даты совершения сделки с превышением ограничения, указанного в части 1 настоящей статьи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

6. Инвестирование гражданином с использованием инвестиционной платформы не требует государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

Фз об иностранных инвестициях в рф

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г., 19 июля, 16 ноября, 6 декабря 2011 г., 3 февраля, 5 мая 2014 г., 1 мая, 18 июля 2017 г., 31 мая 2018 г.

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»

ГАРАНТ:

См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Закон вводит понятие «приоритетный инвестиционный проект». Это инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. При реализации такого проекта до его окупаемости не будут действовать никакие изменения законодательства РФ ухудшающие налоговый и таможенный режим деятельности предприятия. Установлено, что деятельность иностранных инвесторов и использование ими полученной от инвестиций прибыли могут быть ограничены по сравнению с российскими предпринимателями только федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ. Также установлено, что если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в РФ такой переход прав (уступка требования) признается правомерным. Установлено, что иностранный инвестор после уплаты российских налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или для иных легальных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 14 июля 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 июля 1999 г., N 28, ст. 3493

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 12-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 75-ФЗ

Изменения вступаю в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Закон об иностранных инвестициях — 160-ФЗ

Первый закон, касающийся привлечения иностранных вложений в нашу страну, был принят еще в 1991 году, но вскоре в связи с новыми экономическими реалиями возникла необходимость создания иного нормативно-правового акта. В 1999 году был принят Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации, положениями которого с многочисленными изменениями (последние были внесены буквально в июле 2017 года) мы пользуемся до сих пор.

Суть закона об иностранных инвестициях в РФ

Законодательное регулирование — основа экономического прогресса, поэтому федеральный закон 160-ФЗ постоянно меняется, например, появился дополнительный законодательный акт о порядке осуществления иностранных инвестиций в РФ. Рассмотрим опорные и полезные моменты, зафиксированные в 160-ФЗ.

Объект регулирования и порядок осуществления инвестиций

Положения закона распространяются на все правоотношения, связанные с частными инвесторам и фондами, в том числе венчурными, зарегистрированными за границей, которые осуществляют инвестирование в любом виде (покупка ценных бумаг, вложения в капитал или оборудование, передача прав на интеллектуальную деятельность и т.д.) в бизнес-объекты и иные активы, расположенные на территории нашей страны.

Исключениями, на которые не распространяется закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации 1999 года, являются:

  • Вклады в депозиты банков и КПК Российской Федерации;
  • Приобретение страховки (имеется в виду инвестиционное и накопительное страхование жизни);
  • Взносы в некоммерческие учреждения.

Статья 23 данного закона регулирует права Правительства РФ. Так, оно уполномочено:

  • Контролировать деятельность иностранных инвесторов, устанавливать порядок осуществления их деятельности;
  • Формировать список наиболее важных инвестобъектов;
  • Привлекать иностранных инвесторов путем составления различных федеральных программ;
  • Заключать договоры с иностранными инвесторами о вкладах и о взаимной защите вложений.

Также закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации указывает способы и порядок осуществления инвестирования иностранцев в российскую экономику:

  • Порядок запуска совместных предприятий;
  • Открытие предприятий, полностью принадлежащих зарубежным владельцам;
  • Порядок покупки материальных активов предприятий и ценных бумаг фирм Российской Федерации;
  • Предоставление любых видов займов (в том числе беспроцентных) российским предприятиям.

Ключевыми принципами Закона об иностранных инвестициях в РФ можно назвать следующие:

  • Данная деятельность регулируется на федеральном уровне;
  • Иностранные инвесторы равны по своему статусу российским;
  • Отечественное законодательство признает нормы международных соглашений в области порядка и существа регулирования межнациональных инвестиций.

По сути иностранные инвесторы обладают на территории России теми же правами и обязанностями, что и отечественные, но за некоторыми исключениями в части порядка осуществления отдельных прав и обязанностей. Например, не допускается участия иностранного капитала в некоторых стратегически важных областях экономики – связанных с обороной, телекоммуникациями, инфраструктурой, добычей и обработкой национальных богатств и т.д., всего 45 позиций – это сделать для сохранения безопасности нашей страны.

Однако закон гарантирует, что иностранные инвесторы могут без проблем вкладывать средства в нашу страну и при этом не бояться произвольного изъятия капитала.

Разрешенные виды деятельности в Российской Федерации

В Федеральном законе об иностранных инвестициях №160 дается разделение всех иностранных инвестиций на три категории: реальные, портфельные и прямые. К реальным относятся:

  • Вложения в недвижимость или оборудование;
  • Предоставление кредитов для формирования оборотного капитала.

К иностранным портфельным инвестициям по нормам закона РФ относятся:

  • Покупка акций в таком объеме, когда иностранный инвестор не может контролировать деятельность предприятия;
  • Приобретение федеральных и муниципальных облигаций;
  • Участие в финансовых организациях с международным капиталом.

К прямым относятся:

  • Приобретение более 1/10 существующего либо создаваемого предприятия в виде покупки его ценных бумаг;
  • Осуществление услуг лизинга организациям РФ.
  • Создание филиалов своей компании на территории нашей страны (данное новшество привнесено в Закон об иностранных инвестициях 1999 года последними изменениями).

Таким образом, иностранные инвесторы фактически ничем не ограничены в своих возможностях – они могут получить прибыль, вкладывая средств в российскую экономику любым не запрещенным законом способом.

Если ваш партнер по бизнесу — иностранное лицо, помните, что основы законодательного регулирования его деятельности заложены в ФЗ № 160 от 1999 года

Гарантии и обязательства по 160-ФЗ

Естественно, что основой стабильных зарубежных инвестиций является их безопасность. Если иностранные инвесторы чувствуют себя в стране защищенным, при осуществлении своей деятельности, то это влечет за собой увеличение притока денежных вливаний. Поэтому в законе № 160-ФЗ Об иностранных инвестициях гарантиям уделено особое внимание. Так, зарубежные инвесторы имеют право:

  • Вкладывать средства в любые отрасли, за исключением 45 стратегически важных;
  • Делегировать свои полномочия любому другому лицу, в том числе россиянину;
  • Получить компенсацию, если их имущество было реквизировано или национализировано;
  • Получить компенсацию в случае незаконных действий государственных органов;
  • Участвовать в приватизации предприятий РФ;
  • Получать скидки по таможенным платежам;
  • Пользоваться услугами адвоката при разрешении споров в суде;
  • Вывозить за рубеж заработанные средства.

Также по положениям Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации зафиксировано право на приобретение зарубежным инвестором любых активов на территории РФ, если находятся в свободной продаже – от акций до недвижимости.

Естественно, помимо прав, у иностранного капиталиста имеются и обязанности в отношении Российской Федерации, например, не нарушать установленный законодательством порядок. В случае выявления нарушений на имущество инвестора может быть наложен арест, а все данные гарантии аннулируются.

В первоначальном виде возник Закон об иностранных инвестициях в 1999 году, понятно, что за годы своего существования он устарел и нуждается в обновлении. Изменения в нормативно-правовой акт Российской Федерации вносятся регулярно, после фиксации очередного экономического явления.

Так, последние замены произошли в июле 2017 года, к числу наиболее значимых относятся:

  • Устанавливается единая валюта для вложений в РФ – только рубль;
  • Сделки с иностранным капиталом должны контролироваться в соответствии с положениями Закона о порядке осуществления иностранных инвестиций №57-ФЗ;
  • Прописан порядок осуществления контроля;
  • Указана ответственность иностранного инвестора за заключение сделок с нарушениями федерального и местного законодательства;
  • Внесены изменения в список требований, предъявляемых к филиалу зарубежных фирм и предприятий;
  • Определены новые правила учреждения и закрытия коммерческого предприятия с зарубежными деньгами в уставном капитале.

Закон об иностранных инвестициях в РФ постоянно совершенствуется и корректируется, чтобы отвечать запросам времени. Благодаря этому он остается актуальным и позволяет грамотно проводить политику привлечения зарубежного капитала, определяя правила игры на инвестиционном рынке.

Не забывайте проверять актуальность документа — в законодательство периодически вносятся изменения

Заключение

Таким образом, принятый еще в 1999 году закон об иностранных инвестициях под номером 160-ФЗ регулирует все правоотношения в области привлечения зарубежного капитала. Так, инвесторы из-за границы имеют право приобретать ценные бумаги российских компаний, основывать свои фирмы или открывать филиалы, предоставлять займы и т.д. Предусмотрена система защиты их прав. Вложения могут осуществляться в любую сферу, за исключением ряда стратегически значимых областей экономики. В закон постоянно вносятся корректировки, чтобы поддерживать его актуальность и значимость.

Закон 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» в новой редакции

Первая попытка ФЗ узаконить участие инвестиций от заграничного капитала была предпринята в России в 1991 г. Она была направлена на решение вполне конкретных задач. Сейчас специалисты оценивают акты того времени, как имеющие целью упростить ввод-вывод нелегальных средств. В более привычном виде ФЗ «Об иностранных инвестициях» появился только в 1999 г. Последние же изменения в «Иностранные вклады» были внесены 31.05.18.

О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 02 августа 2019.

Регулируемые иностранные отношения и основные понятия

ФЗ«Об иностранных инвестициях в РФ» гарантирует права для инвестиций заграничных вкладчиков в РФ, условия их работы. В акте отмечено, что он направлен не только на привлечение, но и качественное применение ресурсов внутренней экономики. А именно: денег, технологий, инновационного опыт.

Отношениям, регулирующим акт ФЗ и его понятия, посвящены первые две статьи документа:

  1. ФЗ для иностранного капитала не действителен для инвестиций банковской и страховой сферы, порядка регистрации, работы и ликвидации фирм соответствующей направленности, исключая строго оговорённые ситуации.
  2. Не подпадают под ФЗ и инвестиции некоммерческих структур, если работа их является полезной для общества. Например, научно-образовательная, религиозная или благотворительная деятельность.
  3. Также документ не действует в отношении резидентов территорий, имеющих статус особых экономзон и ведущих туристскую, производственную, внедренческую работу.
  4. Под владельцем инвестиций в ФЗ понимается иностранное юрлицо. Его правоспособность должна подтверждаться юрисдикцией, где создана компания. Это касается и организаций, без статуса юрлица и граждан. Исключения составляют зарубежные компании, контролируемые россиянами. Инвестиции может делать и государство.
  5. Инвестиция — капитал, самостоятельно вкладываемый субъектом в объект юрисдикции РФ. Это могут быть ЦБ, права имущественного характера, интеллектуальная собственность.
  6. Инвестиция обычно прямая. Она должна заключаться в приобретении доли в компании, финпотоки в основные фонды, участие в лизинговых контрактах.
  7. Проект — подразумевает ТЭО целесообразности заявленной деятельности, подтверждённое сметными документами. В нем указывается временной период инвестиции.
  8. Приоритетный проект предполагает вложение в рублях не меньше 1 миллиарда либо же вклад в УК не меньше 0,1 миллиарда.
  9. Срок окупаемости по ФЗ определяется как время с первого дня реального финансирования до получения чистой прибыли (с учётом всех обязательных отчислений).

Здесь вводится понятие контролируемого лица. Это организация, находящаяся в собственности гражданина РФ. Либо же гражданин вправе принимать в ней руководящие вердикты. Этот субъект и становится лицом контролирующим.

Права и гарантии: особенности работы с иностранными вкладчиками

Стандарты ФЗ«Об иностранных инвестициях» декларируют права владельцев инвестиций, компаний зарубежных вкладчиков, пользователей доходной части. Отмечено, зарубежный представитель может рассчитывать на равные с отечественными фирмами условия. Исключения из общего правила оговорены отдельно.

Различия структур и общие правила ФЗ для иностранных контрагентов

Акт ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» декларирует различия в правах между инвесторами, их филиалами, дочерними компаниями. Такой подход ФЗ объясняется тем, что организации разной формы имеют отличающиеся уровни ответственности. Об этом говорится в четвертой статье акта. Далее, для инвесторов устанавливаются общие гарантии.

Положения ФЗ об иностранных вкладах гласят:

О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 02 августа 2019.

  1. Ограничительные изъятия по ФЗ допустимы в интересах защиты конституционного порядка, безопасности, а также обороны России. Либо же имеют цели оберегания нравственности, правовых интересов граждан и их здоровья.
  2. Иностранный инвестор, работающий на коммерческой основе, отвечает по принятым обязательствам, может осуществлять деятельность через дочерние структуры или представительство. Указанные подразделения должны иметь аккредитацию установленного стандарта.
  3. Филиалы фирмы с зарубежными фининвестициями не вправе пользоваться особыми режимами по защите, льготам или гарантиям. Зато это вправе получать вкладчик, участвующий в УК.
  4. Компания РФ по ФЗ облекается особым статусом, когда официально принимает инвестора.
  5. Владелец инвестиций вправе делегировать свои юрправа и обязанности иному лицу в рамках, установленных ГК РФ. Кроме этого, передача прав становится обязанностью, если такое решение вынес суд.
  6. В том случае, когда зарубежная юрисдикция оплачивает гарантии, адресованные владельцу иностранных инвестиций и эта юрисдикция получает права вкладчика, то уступка такого требования отвечает ноте закона.
  7. Имущество вкладчика по ФЗ недопустимо изымать принудительно, если только момент не оговорён в контракте или законодательном акте.
  8. Реквизиция, а также национализация сопровождается компенсацией владельцу инвестиций стоимости имущества. Когда обстоятельства изменяются, вкладчик по суду вправе добиться возврата. Тогда он должен будет вернуть компенсацию за имущество.

Льготы инвестициям определяются исходя из интересов развития государства. В первую очередь, речь в ФЗ идёт о социальных и экономических направлениях деятельности. Чтобы получить преференции, необходимо доказать пользу, которую приносит деятельность.

Стабильность и санкции для иностранных участников

Гарантиям посвящено большое число статей Закона 160 ФЗ (в частности, это также шестая и девятая). Серьёзный подход говорит о заинтересованности государства в привлечении в страну реальных инвестиций. Но России нужны серьёзные международные игроки. Поэтому здесь же указывается и на санкции, которые будут применены в случае нарушений.

О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 02 августа 2019.

Иностранному капиталу необходимо знать:

  1. В том случае, когда на иностранный капитал растёт налоговая нагрузка (из-за изменения законов, повышения сборов), инвестор по ФЗ вправе рассчитывать на работу по критериям, существовавшим ранее. Его деятельность при этом должна быть признана целевой, направленной на приоритетные бизнес-проекты.
  2. Стабильность гарантируется на время пока инвестпроект окупается. Но этот период ограничен семью годами с момента финансирования. Дифференцировать временной лимит имеет право Правительство РФ.
  3. Семилетний срок продлевается ФЗ в исключительных обстоятельствах. Это возможно в рамках крупных производственных и логистических бизнес-проектов
  4. Правительство оценивает работу владельца инвестиций, основываясь на анализе поступления взносов федуровня, действующего режима ограничений.
  5. Также оно утверждает порядок работы с первоочередными инвестпроектами, начиная с их регистрации; контролирует их исполнение, соблюдение установленных сроков.
  6. Неисполнение иностранным участником рынка обязательств по инвестициям влечёт санкцию в виде лишения льгот. Более того, разница, которая не уплачена в льготный период, взыскивается в бюджет.
  7. Сделки, осуществляемые иностранными государствами, международными структурами или подконтрольными компаниями, в результате которых игрокам отходит более четверти УК фирмы, контролирующих его голосов, должны предварительно согласовываться. Такой же подход ФЗ применяется и в том случае, когда заграничные инвесторы могут получить косвенный контроль над блокирующим пакетом акций.
  8. Предварительное согласование должен получить и иностранный инвестор, вкладывающийся в производство, которое может иметь стратегическую важность для безопасности РФ, обороны. В отношении этого пункта инвестором признается и россиянин, имеющий двойное гражданство.

Санкции для инвестиций могут быть и более существенными. Жёсткость их зависит от серьёзности и количества нарушений. Но в целом они мало чем отличаются от тех, которые грозят обычно российским игрокам рынка.

Тонкости открытия иностранных филиалов

В ФЗ 160 об иностранных инвестициях особое внимание уделено филиалам инвесторов; особенно тем из них, которые ведут деятельность в области авиации. Это как раз та отрасль, которая является стратегической. Негативные процессы в ней несут реальную угрозу безопасности России и её граждан.

Правила и особенности деятельности иностранных филиалов прописаны в ст. 21 документа:

  1. Филиал открывается в РФ и прекращает работу по решению инвестора.
  2. Госконтроль за созданием такого подразделения ведётся через процедуру аккредитации. Она осуществляется уполномоченным на то Правительством РФ органом федуровня. Все последующие решения по инвестициям (изменения, закрытие) принимаются этой же властной структурой.
  3. В течение года после решения создать представительство, открыть дочернее подразделение, финвкладчик должен по ФЗ оформить спецзаявление. Этот документ должен включать и данные о числе иностранных работников, задействованных в России. Данные о сотрудниках обязательно заверяются Торгово-Промышленной палатой РФ.
  4. Аккредитация от ФЗ иностранному подразделению или представительству, работающего в гражданской авиации, выдаётся, если предоставлен полный пакет документов, когда не превышен срок их подачи.
  5. Также аккредитация не будет произведена в том случае, если бумаги оформлены не по стандарту.
  6. Не получит от ФЗ разрешения инвестор, если в его учредительных и иных бумагах будут выявлены ложные данные.
  7. Разрешение иностранному капиталу не будет выдано, если цели образования филиала будут признаны противоречащими Конституции РФ, иному акту РФ, международным нормам.
  8. Нельзя будет открыть подструктуру, если цели её будут угрожать суверенитету, нацинтересам, территориальной независимости и неприкосновенности РФ.

Открытые дочерние структуры по ФЗ должны неукоснительно блюсти законы РФ. При выявлении грубых нарушений деятельность их может быть прекращена решениями органов РФ.

Принципы госполитики относительно иностранных инвестиций

Важные положения ФЗ 160 публикуются в ст. 23. Они касаются госполитики относительно инвестиций. Речь здесь идёт и о разработке подходов к ней, и о непосредственной реализации Правительством РФ поставленных задач по международному сотрудничеству.

Согласно ст. 23 документа Правительство России решает такие задачи иностранных вкладчиков:

  1. ФЗ анализирует целесообразность для иностранных вкладчиков запретов, ограничений, которые связаны с зарубежными инвестициями; готовит законопроекты с перечнями таких санкций.
  2. Устанавливает контрольные меры в отношении работы зарубежных партнёров на территории РФ.
  3. Определяет реестр первоочередных иностранных бизнес-проектов.
  4. Обеспечивает внедрение программ федуровня для привлечения инвестиций.
  5. Работает над привлечением инвестзаймов для финансирования фонда развития РФ.
  6. Взаимодействует с регионами РФ в отношении развития международного партнёрства в плоскости иностранных инвестиций.
  7. Контролирует предварительный этап и подписание инвестсоглашений с зарубежными партнёрами о запуске крупномасштабных бизнес-проектов.

Также ФЗ Правительства России контролирует оформление и подписание международных контрактов по инвестзащите.

Новая версия 160 ФЗ придаёт международному финсотрудничеству и программам инвестиций новые принципы. Они направлены на укрепление национальной валюты — рубля, повышение престижа России в целом. Даже международные специалисты отмечают, что это акт уважающего себя государства.

Вы планируете построить работу с инвестициями иностранного партнёра?

Главная

Инвестиционное законодательство

Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

  • устанавливает следующие понятия: «иностранный инвестор», «иностранная инвестиция», «прямая иностранная инвестиция», «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «реинвестирование», «совокупная налоговая нагрузка»;
  • определяет правовое регулирование иностранных инвестиций, режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, предоставление льгот, гарантии защиты инвестиций;
  • регламентирует особенности недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний, правила создания и ликвидации предприятий с иностранными инвестициями, аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица.

Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

  • устанавливает следующие понятия: «капитальные вложения», «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «совокупная налоговая нагрузка»;
  • определяет отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений;
  • определяет объекты и субъекты капитальных вложений;
  • определяет права инвесторов, обязанности субъектов, отношения между ними и источники финансирования;
  • регламентирует государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;
  • устанавливает особенности осуществления государственных капитальных вложений;
  • определяет государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту капитальных вложений, а также отношения в рамках местного самоуправления.

Федеральный закон от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

  • устанавливает следующие понятия: «угроза обороне страны», «хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение», «контролируемое и контролирующее лицо»;
  • определяет виды деятельности и сделок, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны;
  • определяет условия совершения сделок по установлению контроля иностранных инвесторов над хозяйствующими обществами, имеющими стратегическое значение;
  • определяет порядок согласования со стороны государственных органов покупки и приобретения стратегически значимых объектов в собственность иностранных лиц;
  • регламентирует порядок осуществления контроля со стороны уполномоченных государственных органов проверки стратегически значимых объектов;
  • определяет правовые последствия несоблюдения требований закона.

Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»

Источник http://docs.cntd.ru/document/560855174

Источник http://invest-currency.ru/investitsii/fz-ob-inostrannyh-investitsiyah-v-rf.html

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Предыдущая статья Высококачественное и недорогое оборудование для вашего бизнеса из Китая
Следующая статья Агентство по развитию России не смогло выплатить зарплаты сотрудникам: Госэкономика: Экономика.